Мы направлялись в Бухарест через Девеселу, село с тремя тысячами жителей. Пока ехали по трассе, сполна насмотрелись пейзажей, разительно отличающихся от новых улиц, построенных по всей Румынии на европейские деньги.
Дорога до этого местечка, которое известно прежде всего тем, что здесь находится военная база НАТО, оснащенная американскими ПРО. Коротаем время, обращая внимание на все, что встречается по пути.
В поле близ шоссе перед недостроенным домом пастух пасет овец, голов триста.
Впервые мы видел в Румынии столь большую отару овец прямо у трассы, где обычно выпаса нет. Остановились, решили выяснить у пастуха. Он же, завидев нас, с места не сдвинулся, настороженно наблюдая за нашим приближением.
Румыния подключилась к флешмобу, исполнив "Подмосковные вечера" >>>
На наше приветствие и представление, — что мы журналисты из Молдовы, приехали в Румынию посмотреть, как живут наши запрутские братья, — он не отреагировал никак.
Казалось, пастух думает, что мы не те, за кого себя выдаем. Еле-еле разговорили и только потом поняли, почему Михай, — так его зовут, — был сначала насторожен.
Сам он был нездешний, из Сибиу. По румынским масштабам этот город очень далеко от Девеселу. Потому и боится любого нежданного внимания. В эти места Михая занесло в поисках работы.
От нашего собеседника мы узнали и о том, что в Румынии теперь плохо продается овечья шерсть и брынза. Близ больших городов пастбищ нет, там сейчас высеивают сельхозкультуры по указанию ЕС. Пасти приходится даже на угодьях, принадлежащих иностранцам. И если заявится хозяин земли, то пастуху и его работодателю несдобровать.
— А таких владельцев в Румынии много?— спросили мы Михая.
— Да, очень много! — с горечью констатировал пастух.
Сейчас Михаю 27 лет, и мы поинтересовались, неужели вот так, в глуши он проведет всю свою оставшуюся жизнь?!
— Видите вот эту европейскую дорогу? Скажите, что с ней не так?— спросил Михай.
— Да все вроде с ней нормально, — ответили мы.
— Вам не показалось странным, что по обе ее стороны — брошенные дома? Все мои друзья из Сибиу уже за границей. У одних дела идут хорошо, у других не очень. Бегут румыны из собственной страны…
Мы продолжили свой путь, внимательно всматриваясь в пейзажи по обе стороны европейской дороги…
(Продолжение следует)