Крушение лайнера Costa Concordia: прошло ровно пять лет

© Sputnik / Александр Беленький / Перейти в фотобанкКруизный лайнер Costa Concordia
Круизный лайнер Costa Concordia - Sputnik Молдова
Подписаться
Ровно пять лет назад у побережья итальянской Тосканы потерпел крушение лайнер Costa Concordia, в результате чего погибли 32 человека и пострадали свыше сотни.

КИШИНЕВ, 14 янв — Sputnik. С момента крушения в Тирренском море итальянского круизного лайнера Costa Concordia, на котором находилась гражданка Молдовы Домника Чемортан, прошло ровно пять лет.

Судно напоролось на рифы в ночь на 14 января 2012 года в Тирренском море близ острова Джильо, у побережья итальянской области Тоскана. На борту судна находились более 4,2 тысячи пассажиров и членов экипажа. В результате крушения погибли 32 человека и более 100 пострадали. 

Научный сотрудник Института востоковедения РАН, подводный археолог, кандидат исторических наук Виктор Лебединский - Sputnik Молдова
В Эгейском море обнаружено крупнейшее в мире кладбище древних кораблей

Гигантский лайнер длиной 290 метров с 17 палубами, на которых размещались 1,5 тысячи кают, двухуровневая фитнесс-зона площадью более двух тысяч квадратных метров, концертный зал, 4D кинотеатр, художественная галерея и небольшая библиотека, а также казино, бутики, рестораны и бары, вышел 13 января 2012 года из порта Чивитавеккья (Civitavecchia) под Римом в круиз по Средиземному морю и направился в Савону (Savona). Через несколько часов после отправления, когда пассажиры ужинали в ресторанах, Costa Concordia напоролся на скальный выступ, в результате чего получил на левой стороне пробоину, длина которой составляла около 70 метров. Постепенно корабль стал погружаться правым боком в воду. Затем лайнер выбросило на отмель в километре к северу от места происшествия.

Члены экипажа во главе с капитаном Франческо Скеттино не сразу сообщили пассажирам о том, что произошло. На борту началась паника.

Эвакуация людей с лайнера продолжалась в течение всей ночи. В ней принимали участия суда береговой охраны и спасательные шлюпки, а также был задействован вертолет. Спасение людей осложнялось тем, что многие оказались заблокированными в каютах лайнера, а несколько человек выпали за борт при посадке корабля на мель.

На лайнере находились 111 граждан России, все они были спасены. Среди уцелевших пассажиров корабля было 450 граждан Франции. 

Карибский круиз - Sputnik Молдова
Круиз по Карибам для 800 сотрудников за счет шефа

Первоначально сообщалось, что в результате крушения лайнера погибли три человека, однако с каждым днем эта цифра возрастала. Ход поисково-спасательной операции неоднократно приостанавливался из-за ухудшения метеоусловий, подвижек судна и роста опасности для спасателей. В апреле 2012 года официально была подтверждена гибель 30 человек, еще двое — итальянка и гражданин Индии — числились пропавшими без вести.

Останки пассажирки Марии Грации Трекарики были обнаружены внутри судна осенью 2013 года. Тело еще одного пропавшего без вести, стюарда Рассела Ребелло, гражданина Индии, нашли в одной из кают Costa Concordia только в ноябре 2014 года.

С момента крушения Costa Concordia возник риск загрязнения его топливом побережья острова Джильо, расположенного рядом с местом аварии. В районе этого острова обитает ряд видов редких рыб и морских животных. В марте 2012 года водолазы откачали более двух тысяч тонн топлива и нечистот с затонувшего итальянского лайнера. 

The Harmony of the Seas ( Oasis 3 ) class ship leaves the STX Les Chantiers de l'Atlantique shipyard site in Saint-Nazaire, France, May 15, 2016 - Sputnik Молдова
В порту Барселоны пришвартовался самый большой круизный лайнер в мире

По данным СМИ, на затонувшем лайнере Costa Concordia действовали мародеры, которые разграбили затопленную часть судна. Первой вещью, похищенной с Costa Concordia, стал судовой колокол. Рында, которая весила несколько десятков килограммов, была похищена неизвестными 15 марта 2012 года с глубины около восьми метров. Кроме того, мародеры-аквалангисты украли украшения и часы, которые остались лежать в витринах магазинов лайнера. С судна также пропали картины, настенные часы и некоторая мебель.

Осенью 2013 года корабль, который больше года пролежал на боку на мели, установили вертикально. Спустя несколько месяцев в недрах его корпуса при проведении подводных работ утонул испанский водолаз.

В 2014 году к лайнеру прикрепили 19 специальных контейнеров, из которых затем выкачали воду, чтобы поднять судно над уровнем моря и выровнять его. После того как корабль поднялся из-под воды на 18 метров, от него отцепили тросы, с помощью которых удерживали около берега. В конце июля 2014 года лайнер был отбуксирован в Геную. Судно преодолело на буксире порядка 370 километров по морю. Все это время лайнер сопровождал целый морской конвой, включающий в себя, в том числе, катер ВМС Франции и два вертолета. 

Хвостатый экипаж, или Как коты в форме служат на корабле и ходят в море - Sputnik Молдова
Видео
Настоящие "Матроскины": как коты "служат" на корабле и ходят в море - видео

После прибытия в порт Генуи начались работы по разбору судна. В мае 2015 года лайнер Costa Concordia был отбуксирован в район старого порта Генуи, а 1 сентября 2016 года пять буксиров направили то, что осталось от круизного корабля, в сторону четвертого дока для окончательного демонтажа.

На итальянском острове Джильо в октябре 2014 года был установлен монумент, посвященный памяти жертв катастрофы 13 января 2012 года и мужеству местных жителей. Мемориал «Человек, который спасает море» создал архитектор Джампаоло Талани. Работа была подарена острову компаниями Neri из Ливорно (Италия) и Smit из Роттердама (Нидерланды).

Сразу после трагедии прокуратура итальянского города Гроссето, ведущая расследование обстоятельств крушения Costa Concordia, завела уголовное дело в отношении капитана лайнера Франческо Скеттино, предъявив ему обвинения в непреднамеренном убийстве, кораблекрушении и оставлении судна в опасности. Представители компании-судовладельца заявили о том, что Скеттино самовольно принял решение отклониться от намеченного курса. Капитан отдал команду подойти максимально близко к острову Джильо, чтобы порадовать главного стюарда корабля, уроженца тех мест. 

Днестр - Sputnik Молдова
Неизвестная Молдова: туристы открывают новое направление

После того, как специалисты сняли показания с черного ящика лайнера, стало ясно, что эвакуация пассажиров с терпящего бедствие круизного лайнера Costa Concordia началась на 50 минут позже положенного. Капитан лайнера не послал сигнал бедствия (береговая охрана сама связалась с терпящим бедствие кораблем), что задержало начало спасательной операции, он также совершил ошибки при маневрировании, в управлении сложившейся чрезвычайной ситуацией и при эвакуации с корабля. После крушения Скеттино одним из первых покинул тонущий лайнер.

17 января 2012 года итальянский суд постановил поместить под домашний арест капитана лайнера Франческо Скеттино, но уже 5 июля 2012 года он был выпущен из-под домашнего ареста при условии, что не может покидать город Мета ди Сорренто в провинции Неаполя, где находится его дом.

Со своей стороны Скеттино решил судиться с уволившей его в июле 2012 года компанией судовладельцем Costa Crociere, требуя своего восстановления. Судебный процесс по делу об его увольнении начался 3 января 2013 года в итальянском городке Торре Аннунциана в провинции Неаполя. Скеттино посчитал, что был уволен несправедливо, несмотря на то, что причиной увольнения стало не только внутреннее дисциплинарное расследование обстоятельств трагедии, но и засвидетельствованные пассажирами лайнера нарушения им трудового договора и Кодекса мореплавания, например, употребление алкоголя за час до трагедии.

Летом 2013 года министерство транспорта Италии приостановило действие лицензии капитана Франческо Скеттино. 

Дайвер - Sputnik Молдова
Дайверы нашли в Швеции затонувшую 300 лет назад любимую яхту Петра I

Суд над бывшим капитаном Costa Concordia начался 9 июля 2013 года. Изначально на скамье подсудимых, помимо Скеттино, находились еще пять человек: старший помощник капитана Чиро Амброзио, офицер судна Сильвия Короника, рулевой Якоб Русли Бин, директор бортовой гостиницы Манрико Джампедрони и координатор кризисного центра компании судовладельца Costa Crociere Роберто Феррарини. Однако в рамках предварительных слушаний они заключили соглашение со следствием о признании ими своей вины в обмен на смягчение наказания.

Суд в Италии признал пятерых сотрудников компании Costa Crociere, владельца круизного лайнера Costa Concordia, виновными в непредумышленном убийстве людей. Феррарини был осужден на два года и десять месяцев, Джампедрони получил два с половиной года, другие обвиняемые, кроме Скеттино, — от года и восьми месяцев до года и 11 месяцев тюрьмы.

Компания оператор судна Costa Crociere была оштрафована на миллион евро за ошибки и нарушения правил, допущенные служащими компании при аварии.

11 февраля 2015 года суд первой инстанции итальянского города Гроссето приговорил Франческо Скеттино к 16 годам и одному месяцу лишения свободы. Экс капитану также пожизненно запретили занимать любые государственные должности, также он в течение пяти лет не сможет работать по своей профессии. Приговор был подтвержден 31 мая 2016 года Апелляционным судом Флоренции.

Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Молдова на родном языке — скачайте мобильное приложение для ваших смартфонов и планшетов.
Скачать приложение для iPhone >>
Скачать приложение для Android >>
Лента новостей
0