Драгош Думитриу, колумнист Sputnik
В Румынии 2017 год начался под знаком политической борьбы, однако не совсем в типичном ее понимании – с созданием коалиции, образованной в парламенте, с одной стороны, и президентом, который должен быть по сути аполитичным, с другой.
Кто вышел на митинги
Президент, возглавляя государственные институты, взял на себя роль указывать вектор — в первую очередь, силовых структур, в том числе прокуроров и разведывательных служб.
Клаус Йоханнис смог привлечь большое количество людей на акции протеста. Главу государства поддержала в основном молодежь в Бухаресте и крупных городах Румынии.
Из-за чего взбунтовался народ
Сразу после успеха Социал-демократической партии на парламентских выборах было создано в законодательном органе парламентское большинство, которое заявило о своей готовности быстро перейти к реализации государственной программы реформ — одной из самых масштабных в истории Румынии. И при этом одной из самых противоречивых. Речь шла об увеличении заработной платы, особенно работникам здравоохранения и образования, повышении пенсий и снижении налогов. Каким образом это удалось бы на фоне обеспечения инвестиций в инфраструктуру и поддержки малого бизнеса – вопрос не ясный.
Социал-демократы попытались через эту программу возродить национальный сегмент экономики страны, который был захвачен в последние годы транснациональными корпорациями.
А реализация программы была направлена на рост производительности страны.
А президент против!
Но сразу после выборов президент начал проводить ряд действий, демонстрируя тактику замедленных шагов, которые бы помешали коалиции полноценно взять все рычаги власти в свои руки.
Его цель очевидна — захватить власть в новой коалиции: без объяснения причин он отклонил первое предложение премьер-министра, а после назначения главы кабмина Сорина Гриндяну выбрал тактику "виляния" — как говорится, "ни вашим, ни нашим".
Следует отметить, что в период, последовавший за выборами, в спецслужбах прошли различные перестановки. Например, бывший вице-глава парламентской комиссии по контролю разведслужб Себастьян Гицэ был помещен под судебный контроль из-за обвинений в коррупции.
Однако он исчез и в настоящее время объявлен в международный розыск. Гицэ является одним из самых богатейших людей в Румынии. Он покровительствует наиболее рейтинговым в Румынии телеканалам, через которые обнародовал заявления о коррупционных схемах главы военных служб разведки Румынии и начальника Службы по борьбе с коррупцией. После этих откровений генерал Флориан Колдя, заместитель директора Службы информации Румынии подал в отставку.
Неконституционный акт
После выборов в речах президента зазвучала антикоррупционная риторика. При этом до сих в Румынии есть подозрения, каким образом семья нынешнего президента стала обладателем солидного состояния, которое было накоплено еще в бытность работы Йоханниса мэром города Сибиу.
Антикоррупционная риторика не характеризовала его до самого последнего времени. Сразу после того, как кабинет министров возглавил Сорин Гриндяну, неожиданно было созвано заседание правительства, в котором участвовал президент. Уже сам этот факт, по мнению известных юристов (например, бывшего премьер-министра Адриана Настасе), был квалифицирован как неконституционный акт.
На этой встрече президент обвинил правительство в подготовке двух чрезвычайных указов о внесении изменений в Уголовный кодекс, а также — в объявленной амнистии и помиловании, что впоследствии вызвало бурную реакцию СМИ, оппозиции и возмутило многих людей.
"Политическое дело" Ливиу Драгня
Но у главной причины раздражения есть имя — это Ливиу Драгня. В апреле 2016 года председатель Социал-демократической партии был окончательно осужден на два года тюрьмы с отсрочкой. Приговор был вынесен по делу об организации в 2012 году референдума об импичменте Траяна Бэсеску. Тогда этот случай квалифицировался как "политическое дело" (в любом случае, Ливиу Драгня – это единственный политический лидер, который пострадал в связи с подобным вопросом).
Параллельно Драгню судили за подстрекательство к злоупотреблению служебным положением и внесение фальшивых данных в официальные документы. Конкретно, когда он возглавлял уездный совет уезда Телеорман, его попросили взять на работу в этот совет людей, работающих де-факто в местном филиале СДП.
Мнение, которое озвучили президент, пресса, оппозиция и ряд НПО, заключается в том, что указания давались Драгне и другим политикам и бизнесменам, которым были вынесены приговоры, или которые фигурировали в уголовных делах.
Но вместе с тем звучат голоса судей, генпрокурора страны, главы Национального департамента антикоррупции, Высшего совета магистратуры, которые, в первую очередь, обвиняют другую сторону из числа тех, кто вносил изменения в Уголовный кодекс.
В чем суть изменений в Уголовный кодекс
Эти изменения ограничивают срок, за который можно сделать донос – что является важным оружием в коррупционных делах. А также сократился период, за который можно объявить об отмене преследования. Также в подобных делах были ограничены суммы, за которые можно обвинить чиновника в злоупотреблении служебным положением.
Таким образом, создалось ощущение, что СДП и правительство Сорина Гриндяну пытаются остановить борьбу против коррупции и дать уголовникам возможности избежать наказания. Плюс ко всему, румыны почувствовали себя обманутыми и уязвленными тем фактом, что правительство не работает транспарентно и имеет личные интересы.
Правительство своими действиями лишь оправдывает эти обвинения, а именно объявило более короткие сроки для дебатов по своим распоряжениям. Политические лидеры позволили себе выражения, которые народ посчитал дерзкими. Но большем всего критиковали тот факт, что распоряжения и изменения в законодательстве были отправлены в печать ночью, а Официальный Монитор опубликовал их после полуночи. Эти действия вызвали гнев многих граждан.
СДП и правительство обвиняются также в том, что эти поправки в законы не были предложены посредством программы правительства и были скрыты до вступления в силу. Другие отметили спешку, с которой постановления Конституционного суда, утверждающие эти поправки, были озвучены, хотя их можно было огласить в течение 45 дней.
В то же время напоминается о европейской директиве, согласно которой на Румынию могут подать в Европейский суд по правам человека за попрание прав заключенных. За это полагается штраф в размере около 100 миллионов долларов.
Отметим, что отношение прессы радикализировалось, а мнения ее представителей поляризировались. Три телеканала — RTV, Realitatea и Digi24 — стали трибунами "политических партизан", то есть – радикалов. То же произошло и с бумажной и электронной прессой.
В этих условиях в 10-градусный мороз и начались протесты. Первый митинг прошел 18 января, около 4 000 человек протестовали в Бухаресте, около 1000 – в других городах. Мотивы – защита юстиции против попыток правительства изменить уголовное законодательство. Постепенно ситуация накалилась и превратилась в бурлящий котел. И сегодня на улицы Бухареста уже выходят сотни тысяч митингующих.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Молдова на родном языке — скачайте мобильное приложение для ваших смартфонов и планшетов.Скачать приложение для iPhone >>
Скачать приложение для Android >>