ТИРАСПОЛЬ, 2 мар – Sputnik, Ирина Ляхова. Законопроект, позволяющий изменить подход к расчету так называемого потребления воды на цели орошения, который сможет оградить потребителей от необходимости переплачивать за нее, не прошел первое чтение в Законодательном собрании Приднестровья. Критики этой инициативы уверены, что установление нормативов не входит в обязанности законодательного органа.
"Оплата за воду была начислена несправедливо с 2013 года. Нормы, установленные на орошение приусадебных участков, запредельны, они не соответствуют даже биологическим потребностям растений в воде", — объяснил необходимость принятия документа глава комитета по государственной региональной политике Олег Василатий.
Разумный расчет расхода воды
Инициатива определяет на законодательном уровне порядок расчета количества потребленной питьевой воды при отсутствии у потребителя (физического лица) прибора учета.
"Законопроект устанавливает предел, который соответствует нормам потребления, а в рамках него правительство может регулировать соотношения между объемами холодной и горячей воды и коэффициент на полив, который в данной инициативе предусматривается в разрезе 1,0 и 1,3", — отметил председатель ответственного комитета.
Как рассказал Олег Василатий, владельцев приусадебных участков, не установивших приборы учета воды, заставляют оплачивать по нормативам, определенным еще в 90-е годы при работе системы водоснабжения в пиковом режиме, включив их в ежедневную норму на полив, кроме тех дней, когда были осадки. Норматив предусматривает расчет, исходя из полива 10 литров на 1 квадратный метр поливаемой площади в день.
"Разве участки каждый день поливаются? Нет. Максимум три дня необходимо для огорода, иначе ничего не вырастет. Но начисление идет каждый день и приходит и по 5 тысяч, а то и по 12 тысяч рублей в год счетов на воду. Например, пенсионер при хорошей пенсии в течение года получает 15,6 тысяч рублей", — заметил он.
При этом парламентарий обратил внимание на то, что установка счетчика в сельской местности не обходится лишь оплатой его покупки и монтированием и влетает в копеечку потребителю.
"Поставить счетчик для сельского жителя — это обязательно необходимо вырыть колодец, обложить его кирпичом, купить счетчик и смонтировать его. И все это обходится примерно в две тысячи рублей. А у кого нет таких средств? Ко мне на встречу приходил дед. 90 лет. Живет один. Пенсия – 900 рублей. "Водоканал" в период полива вырубает ему воду, поскольку у него накопились долги. У соседки берет трехлитровый бутыль воды для питья, а рубашку постирать нечем", — рассказывает Василатий.
Поддержал ответственный комитет в необходимости принять законопроект министр сельского хозяйства и природных ресурсов Ефим Коваль, который в бытность депутатом сам выходил с подобной инициативой, поскольку расчет, по его мнению, не соответствует реальности и количеству использованной воды.
"Это выкинутые деньги из семейного бюджета. Поливной период длится 153 дня — с мая по сентябрь. Умножьте на 10 литров, получается 1 530 литров на квадратный метр, умножьте на 10 тысяч га — 15,3 миллионов. литров. Какая культура потребляет такое количество воды? Норма потребления люцерны даже при сухом годе всего 6-7 тысяч", — приводит свою калькуляцию Коваль.
Амнистия для задолжников
Законопроект также предусматривает амнистию граждан, которым была необоснованно начислена плата за полив: списание пеней и штрафов, перерасчет начисленных платежей по новым нормативам. Руководитель министерства промышленности и регионального развития Николай Глига считает, что это негативно скажется на поставщике воды, который и так находится в затруднительном положении.
"Предприятие "Водоканала" нуждается в помощи. А общая сумма задолженности потребителей перед предприятием около 47 миллионов рублей. Из них минимум половина приходится на сельскую местность", — отметил он.
По его словам, не совсем ясна и адресность этого законопроекта. Основное число потребителей в сельской местности, которые используют воду на полив, уже установили приборы учета. Не озаботились этим лишь 30% из них, и в большинстве своем — это льготники, которым предоставлена 50%-ная или 100%-ная скидка на эти услуги, утверждает он.
Глига также подчеркивает, что у потребителей и сейчас есть возможность подать обращение на перерасчет оплаты за воду. Не раз подобные запросы поступали, особенно из Слободзейского района, который является поставщиком практически всей овощной продукции в Приднестровье, и получали положительный ответ.
"Все обращения рассматривались индивидуально с привлечением органов местного самоуправления и депутатов, и если видно было, что человек не проживал или не в состоянии обрабатывать свой участок, то перерасчет производился. Оставшиеся обращения сегодня единичны", — заявил он.
Распределение обязанностей
По мнению противников принятия законопроекта, вопрос установки механизма определения нормы потребления воды при орошении не имеет смысла регулировать на законодательном уровне, поскольку это находится в поле деятельности исполнительных органов власти.
"Полностью разделяю озабоченность коллег. Но любые недовольства наших избирателей и проблемы, которые есть в жизни, не обязательно должны решаться посредством закона. Кто мешает правительству рассмотреть нормативы и принять другие? Верховный Совет не должен заменять функции правительства", — резюмирует депутат Илья Васильев.
В результате законопроект не набрал нужного количества голосов для его принятия в первом чтении и был отклонен.
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Молдова на родном языке — скачайте мобильное приложение для ваших смартфонов и планшетов.Скачать приложение для iPhone >>
Скачать приложение для Android >>