КИШИНЕВ, 19 мар — Sputnik, Андрей Петрик. Так называемый закон "Большого брата", дающий возможность правоохранительным органам следить за действиями граждан Молдовы в интернете получил положительный отзыв юридической комиссии парламента и в скором времени его предстоит рассмотреть депутатам высшего законодательного органа страны.
В законопроекте уточняется, что возможность слежки за конкретными интернет-пользователями из Молдовы будет осуществляться в целях предотвращения пропаганды терроризма, джихадистских идей, распространения детской порнографии и так далее.
Однако общеизвестно, что благими намерениями выстлана дорога в ад, особенно в Молдове по части исполнения целого ряда законов. И хорошо, если данный закон, позволяющий спецслужбам предупреждать все риски и предотвращать все за грань выходящие действия пользователей интернета, будет работать в строгом соответствии со своей буквой.
Но где гарантии того, что "Большой брат" не будет средством расправы власти с инакомыслием, с теми, кто ей, мягко говоря, не угоден? И не станет ли новый закон политической дубинкой в руках власть имущих? Ответы на эти вопросы корреспонденту Sputnik Молдова дали специалисты в области IT-технологий Валерий Черней и Сергей Охрименко.
По словам специалиста по аудиту информационной безопасности Валерия Чернея, сейчас парламентарии хотят на бумаге легализовать то, что уже фактически давно существует на практике. Эксперт подчеркивает, то если раньше молдавские спецслужбы и так беспрепятственно получали любую информацию, которая им была необходима, сейчас государство пытается нам сказать, что все это отныне будет делаться в благих намерениях и исключительно для обеспечения безопасности государства и граждан.
"Да, законы у нас в стране принимаются, в том числе и правильные, и нужные. Но зачастую законодатели забывают продумать и проработать механизмы, обеспечивающие нормальное их функционирование. Если парламентарии не учтут все "за" и "против" при принятии закона "Большого брата", мы придем к тому, что в определенный момент положения этого документа могут использоваться власть имущими и для шантажа, и для давления на неугодных граждан со стороны сильных мира сего", — отметил Черней.
В то же время, доктор хабилитат, профессор Экономической академии Сергей Охрименко заявил, что законодателю следует четко разграничить понятия личной и персональной информации. По словам специалиста, под категорию персональной информации, по закону носящей публичный характер, авторы законопроекта хотят подвести и личные данные о человеке и его действиях в интернете, что уже является нарушением прав гражданина.
"Наше государство принимает такие законы, начинает их внедрять, а затем пытается оправдаться перед гражданином о том, почему его личные данные являются предметом пристального внимания со стороны спецслужб. На самом деле мы видим перегибы на местах. Под категорию персональных данных пытаются подвести большую часть личной информации. А между персональными данными и личной информацией о человеке, как говорят в Одессе — две большие разницы", — резюмировал эксперт.