Лела Анджапаридзе, Sputnik Грузия
Добрейшего вам утра!
Сегодня, поднявшись на балкончик, не удивляйтесь, если вас встретят слегка обветшалый рояль и грустно прислоненный к перилам контрабас. А на дереве — ритмично покачивающийся на ветру элегантный саксофон. Потому что к нам на балкончик пожалует настоящая легенда (другого слова не найти!), "королева джаза" и "первая леди джаза", 13-кратный лауреат "Грэмми", обладательница голоса с уникальным, трехоктавным диапазоном (от которого ломались даже хрустальные бокалы) и просто замечательная женщина – Элла Фицджеральд. Она родилась ровно 100 лет назад – 25 апреля 1917 года…
Однажды Элла пошутила: "Я узнала, что в Италии меня называют "матерью джаза". Это мне было приятно до тех пор, пока я не превратилась в "бабушку джаза"…
Газеты о ней писали, что "она может спеть даже телефонный справочник".
А один из поклонников посвятил Элле такое стихотворение:
Огонь страстей в крови не гаснет
Ни днём, ни в сумраке ночей…
Ты, Элла, для мужчин опасней
Бриджит Бардо и Дорис Дей…
Согласитесь, есть люди, которые даже с экрана источают столько тепла, обаяния и такую положительную ауру, что ты точно знаешь: они очень хорошие. Вот, такова для меня Элла Фицджеральд.
Она росла в окрестностях Нью-Йорка, в очень бедной семье. В 15 лет осиротела, прошла через трудности детского дома, устояла перед влиянием гарлемских улиц, переполненных гангстерами, женщинами легкого поведения, игроками… Впоследствии выстояла и перед мировым признанием и до конца сохранила ту доброту, щедрость, доброжелательность и скромность, которые были ей свойственны с детства.
А в детстве Элла, родившаяся в семье простого рабочего, прекрасно танцевала, хорошо училась, регулярно ходила в церковь, где научилась играть на фортепиано, любила бейсбол, кино и, конечно же, музыку. Она часами слушала уже почти полностью заезженные виниловые пластинки. А особенно ей нравилась группа The Boswell Sisters, и она мечтала петь так, как пел ее единственный солист Конни Босуэлл.
В 17 лет Элла приняла участие в музыкальном конкурсе "Любительские ночи", который проводился в знаменитом гарлемском театре "Аполло". Сначала она хотела выступить с танцевальным номером. Но в последний момент раздумала и исполнила песню "Judy" из репертуара ее любимого Конни Босуэлла. Зал встретил ее восхищенно, и за победу в этом конкурсе Элла получила 25 долларов и право выступать в этом театре в течение целой недели.
Интересное совпадение: впоследствии первая пластинка певицы "Любовь и поцелуи" также принесла ей 25 долларов.
Тут же хочу напомнить, что только при жизни Эллы было продано 40 миллионов ее пластинок!
Не знаю, как вас, а меня лично эта песня настроила на такой оптимистичный лад, которого хватит надолго. Не говоря уже о том, что я даже немного потанцевала…
Серьезная музыкальная карьера Эллы началась, когда она познакомилась с музыкантом и руководителем собственного оркестра Чиком Уэббом. Примечательно, что Чику Элла на первый взгляд совершенно не понравилась, он даже назвал ее "черным пугалом". Но впоследствии не только взял как начинающую певицу в свой оркестр, но и проявлял к ней отеческую заботу. Именно вместе с оркестром Уэбба Элла записала свои первые хиты. Кстати, одной из первых песен, которая принесла Элле огромную популярность, была A- Tisket, A- Tasket, написанная ею, чтобы развеселить и подбодрить болевшего Уэбба.
В 1939 году, после смерти Чика Уэбба, Элла возглавила его оркестр. На тот момент она была единственной женщиной, руководившей джаз-оркестром.
В 1946 году началось музыкальное сотрудничество Эллы Фицджеральд с известным американским продюсером Норманом Гранцем, по просьбе которого Элла записала старые песни, принесшие ей невиданную популярность.
В 1950-ые годы в Белом доме без участия Эллы Фицджеральд не проводилось ни одного концерта. Но она все же оставалась той "прежней Эллой" — удивительно стеснительным и деликатным человеком, который раскрывался и смелел, только взяв в руки микрофон. А после концерта пыталась незаметно улизнуть домой…
Гитарист Кессел вспоминал, что Элла любую ошибку или неточность, допущенную на репетиции музыкантами, всегда брала на себя. "Простите, друзья, давайте, повторим, это я виновата", — говорила Элла.
Великий Дюк Эллингтон посвятил певице сюиту "Портрет Эллы Фицджеральд" и, работая над этим произведением, просматривал ее семейный альбом и дневники. Дюк с восхищением говорил, что в этих записях он не смог найти ни одного осуждения или сплетни – только очень теплые и преисполненные любви слова. "Король свинга" всегда говорил, что Элла была величайшим филантропом. Она делилась с людьми не только деньгами, но и самой собой…
А сейчас предлагаю неповторимый дуэт Дюка Эллингтона и Эллы Фицджеральд.
Оскар Питерсон рассказывал, что он хорошо изучил каждый жест Эллы. К примеру, согнутая чашей левая рука, поднесенная к уху: "Кто-то фальшивит. Я или, все-таки, рояль?". Голова, слегка наклонена набок; левая рука начинает лихо щелкать пальцами: "Вы не смогли следовать мне в ритме… давайте, парни!"
Фрэнк Синатра считал, что любой музыкальный вечер должен начинаться только с выступления "этой девочки", Эллы Фицджеральд.
Все дуэты замечательные, но под конец все-таки Луи Армстронг и Элла Фицджеральд:
Когда после продолжительной и тяжелой болезни Элла Фицджеральд скончалась, президент Билл Клинтон сказал: "Уход человека такого таланта, изящества и класса — огромная утрата для мира джаза и всей страны".
Ну, и что, что Клинтон президент – тут я должна с ним поспорить. Уход такого талантливого и красивого человека – потеря не только для джаза и Америки, но и для всех без исключения… Для каждого из нас.
Желаю счастливого, успешного и светлого, как Элла Фицджеральд, дня!
Кстати, не пропустите: у Sputnik Молдова активные ленты в Facebook, ВКонтакте и "Одноклассниках".
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Молдова на родном языке — скачайте мобильное приложение для ваших смартфонов и планшетов.Скачать приложение для iPhone >>
Скачать приложение для Android >>