КИШИНЕВ, 14 мая — Sputnik, Андрей Петрик. В советские времена в народе ходило много анекдотов про советских партийных лидеров. За некоторые из них, рассказанные весельчаком подшофе в шумной кампании, можно было попасть на беседу с пристрастием к сотрудникам КГБ. Однако, с течением времени контроль соответствующих органов к такому народному юмору слабел, а сами партийные бонзы зачастую не отказывались послушать очередной народный словесный шарж на себя любимых.
Ленин, Чапаев, Хрущев — про всех этих советских лидеров и военачальников ходили по стране анекдоты. Но особенно полюбился народу и вошел в словесный фольклор Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев и его страсть к наградам и подаркам.
Естественно, люди понимали, что дряхлеющий генсек любит получать награды и подношения, и сам этот процесс уже стал своеобразным советским партийным ритуалом. Граждане не особо обращали внимание на очередную награду, получаемую дорогим Леонидом Ильичем, однако особо точно, в сатирической форме воплощали этот процесс в анекдотах, в массовом порядке ходившим по бескрайним просторам страны.
Однако иногда и анекдот мог стать былью. Один из таких случаев произошел в Кишиневе и был связан с вручением Брежневу четвертой "Золотой Звезды" Героя Советского Союза. Об этой курьезной истории рассказал корреспонденту Sputnik художник-оформитель Владимир Гавриш, много лет проработавший в жанре соцреализма и, естественно, много раз воплощавший на холсте портреты советских вождей и партийных деятелей.
По словам художника, дело было в конце ноября, начале декабря 1981 года. К Новому году администрация одного из крупных приборостроительных предприятий заказала у бригады художников-оформителей огромный портрет Леонида Брежнева, который планировали разместить во весь фасад здания заводоуправления.
"Мы принялись за работу. Надо было особо точно отразить облик "нашего дорогого Леонида Ильича". Работали трудно, писать холст с генсеком приходилось в подвесной люльке на заранее растянутом во всю высоту здания полотне. Ноябрь 1981 года выдался холодным и ветреным, но радовало то, что дождь не вмешивался в работу бригады. Решили выполнить заказ предприятия раньше условленного срока в надежде получить премию. Финальные штрихи сделали ближе к вечеру 18 декабря и, с чувством выполненного долга отправились по домам", — рассказал художник.
По словам Владимира Петровича, внештатной ситуации возникнуть было не должно. Однако, случился скандал и даже конфуз. Дело в том, что 18 декабря 1981 года в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца Леониду Ильичу вручили четвертую звезду Героя Советского Союза, а на оставленном на фасаде портрете художники нарисовали три.
"Естественно, нас мгновенно, в ночь с 18 на 19 декабря вызвала администрация завода, прислав за нами машину и дав задачу дорисовать недостающую награду до 7 часов 30 минут утра, когда сотрудники предприятия потянутся на рабочие места. Был сильный ветер, люльку, висевшую на здании заводоуправления, сильно раскачивало. Мы не уложились в срок. В результате все сотрудники завода, а это — около 3 тысяч человек, видели, как художники прилюдно "награждают" Брежнева очередной звездой героя", — рассказал Гавриш.
Уже сейчас художник не без смешинки в голосе говорит о той курьезной и выходящей за рамки советского приличия ситуации. Тогда же, в декабре 1981 года, по словам Владимира Петровича, ему и его коллегам было не смешно. Сложные погодные условия и перспективу вылететь с работы усугублял гомерический хохот, несшийся с проходной.
"В те времена это могло закончится увольнением с работы и исключением из партии. Но, как говорится, слава Богу, пронесло. Сейчас, конечно, находясь на пенсии, как никогда понимаем, что именно период правления Брежнева был самым стабильным и обеспеченным в нашей жизни", — резюмировал собеседник.