Микрофон - Sputnik Молдова
Культура
Все о культуре, музыке, театре, живописи и модных трендах в Молдове и в мире – читайте на Sputnik Молдова.

"Мумия": чудеса пластической хирургии и кусачие брюнетки

© Photo : Universal PicturesКадр из фильма "Мумия"
Кадр из фильма Мумия - Sputnik Молдова
Подписаться
Обозреватель Sputnik Лев Рыжков посмотрел фильм Алекса Куртцмана "Мумия" с Томом Крузом в главной роли и делится своими впечатлениями

Вот уже более столетия на Голливудских холмах, что в американском Лос-Анджелесе, работает гигантская фабрика по перемалыванию зеленых дензнаков в высокотехнологичные зрелища. Бюджет каждого из таких зрелищ сопоставим с годовым наполнением казны почти любой африканской страны. И хочется, знаете, верить, что тратят эти суммы люди талантливые, с огнем в глазах, с желанием так удивить зрителя, чтобы тому долго и радостно икалось. А на деле…

Сергей Полунин - Sputnik Молдова
Россия
Жизнь как кино: в прокат выходит "Танцовщик" о скандальном Сергее Полунине

Впрочем, давайте посмотрим на первый грандиозный блокбастер начала лета. Это у нас фильм "Мумия" с Томом Крузом в главной роли.

Тайны позорной деревушки

С первой минуты, еще до титров, попадаем мы в средневековую Англию. Зловеще мычат монахи в угрюмых капюшонах. В гроб к бородатому покойнику кладут камень. Потом мы – в современном Лондоне, где строят метро. Подземный экскаватор натыкается на старинные саркофаги, а в захоронение входит важный и пузатый Рассел Кроу. И вдруг мы – в древнем Египте, где бегло разыгрывается какая-то "Игра престолов". Ну, подобие ее.А после этого мы уже в современном Ираке, где в окрестностях печально знаменитого Мосула американская армия гвоздит ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ – ред.). И у самой линии фронта трется лукавый Том Круз вместе с напарником. Они – военные, но покинули расположение своей части, чтобы поохотиться за сокровищами.Эти ребята действуют не наобум. У них есть карта! И на ней, где-то под многострадальным Мосулом, обозначена деревушка под названием Харам. Читатели-мусульмане, думаю, поймут. "Харам" – это то, что нельзя. Значение, полностью противоположное слову "халяль" — то, что можно.

А деревушка Харам кишит боевиками. Наши же герои как-то сразу вдруг попадают на крышу. И Том Круз мечется по ней. Смотрит туда-сюда! Всюду ИГИЛ! Но тут, героям-американцам на счастье, прилетает бомбардировщик. И бу-бух! Прицельным бомбометанием сметает террористов. А с хороших героев – ни волосинки не падает.

И американская бомба так удачно падает на деревушку Харам, что попадает точно в древнее захоронение. Притом практически не повреждая найденные артефакты. Только у большого изваяния откалывается кончик носа. Хотя кто его знает. Может, так и было?

Кадр из фильма Охотник с Уолл-стрит - Sputnik Молдова
"Охотник с Уолл-стрит": акулы капитализма тоже плачут

А еще американская бомба не только щадит памятники мировой культуры, но и сметает с них пыль. После попадания такой бомбы порядок в древнем захоронении, как в зале Эрмитажа после плановой уборки. Ни пылинки, ни соринки. Все артефакты — чистенькие и блестят.

Совсем не то, что ИГИЛ парой минут раньше. Эти злодеи понимают, что попасть в американских военных им не судьба. Особенно в голливудском фильме. И поэтому они расстреливают древние памятники.

Но вернемся к Тому Крузу. Он стоит и вглядывается в открывшийся провал. Появляется археологиня-блондинка, говорит ему: "Давайте немедленно исследовать!". Открывшееся захоронение в Ираке оказывается древнеегипетским, и там находят мумию!

Как побеждает добро

Пожалуй, избавлю вас от пересказа дальнейших событий. Их впереди еще много, и все они – примерно такие же. Не буду также апеллировать к исторической достоверности. Поскольку понятно, что ни царей таких, как в фильме, в древнем Египте не было, ни мумий в Месопотамии. Давно известно, что крупные кинопроекты экономят на исторических консультантах (и это не только Голливуда касается).

Скажу лишь, что сюжет – максимально не увлекательный, насколько это возможно в сверхдорогом и претенциозном шоу, ставящем во главу угла зрелищность. Абсолютно не переживаешь за героев. Совершенно точно знаешь, что они выкрутятся из любой передряги. Или кто-то неожиданный из кустов на помощь выскочит, или второе дыхание у Тома Круза откроется.

Лев Рыжков - Sputnik Молдова
Африканцы при дворе короля Артура

В хороших фильмах ужасов бал правит мракобесие – в лучшем смысле этого слова. То есть силы мрака чувствуют себя комфортно, лишают героев надежды. Безнадега возникает, зритель вздрагивает и вскрикивает. А в "Мумии" понятно, что перед нами костюмированный балаганчик, сродни готской вечеринке на Хэллоуин. Зло – трухлявое и настолько беспомощное, что непонятно, как его не придушили в зародыше на третьей минуте фильма.

Финал – вообще странный. Это не кровавая бойня, не момент наивысшего напряжения (как в лучших образцах жанра). Это какая-то невыносимо долгая и до предела сентиментальная сцена разборок в любовном треугольнике. С заламыванием рук, патетическими жестами, водопадами слез. Напоминает это все немое кино XIX века. Что-то такое с Верой Холодной в главной роли. Недокусанный зомби Том Круз мечется от блондинки-археологички к мумии-брюнетке. И обратно.

Когда-нибудь, когда формат 3D-IMAX устареет (а это произойдет непременно, ведь устарели же, например, видеокассеты, чье господство вообще казалось незыблемым), все это будет смотреться, как дурной образец сентиментального кино на заре кинематографа.

Уральские пельмени с новой программой Из Грязи в Стразы - Sputnik Молдова
Россия
"Везучий случай": комедия быстрого приготовления

Но что больше всего потрясло меня по части сюжета, так это титры. Мало того, что расслабленный и расхлябанный сценарий писал целый коллектив. И не такое видали. Потрясло то, что еще целая артель людей обозначена, как "разработчики сюжета". Это, извините, как штатная ведомость ООО "Рога и копыта".

Дуэль красавчиков

Но давайте поговорим об актерах и их игре.

Том Круз выглядит очень хорошо. Подтянут, белозуб. Мордашка гладенькая – то ли подтяжку сделал, то ли косметического ботулизма в складки вколол. Но лет на двадцать пять выглядит.

В какой-то момент он пересекается в одной сцене с Расселом Кроу. И происходит у них что-то вроде негласной дуэли красавчиков. Рассел Кроу, в отличие от Тома выглядит не очень: и борода полуседая, и брюшко. В общем, давайте посмотрим правде в глаза, старый благообразный хрыч перед нами. А вот Том Круз играет мальчишку, героя-любовника. Хотя он, раскрою вам шокирующую тайну, старше Рассела Кроу!

Кадр из фильма Ночь в Париже - Sputnik Молдова
"Ночь в Париже": смех и грех на Елисейских Полях

Кстати, герой Тома Круза, в общем-то, с характером. Сначала он – мелкий авантюрист, расхититель гробниц. Но в финале – меняется в лучшую сторону, начинает творить добро. И, в общем-то, Том убедителен и вполне закономерно играет лучше всех. Его партнерша Аннабель Уоллис смотрится на его фоне блеклой блондинистой тенью.

А вот та девочка, которая играет собственно мумию, вызвала у автора этих строк сочувствие. Зовут ее София Бутелла, родом она из Алжира. Мумия для нее – фактически первая крупная роль. До этого был какой-то сомнительный алжирский арт-хаус.

Но жалко мне не столько героиню Бутеллы – мумию, сколько саму актрису. Она, бедная, выложилась, вовсю изобразила из себя исчадие ада. Даже перестаралась. Наверное, гордая сейчас. И все алжирские родственники и подружки смотрят, как она с самим Томом Крузом сыграла. Но куда ее после этакой-то пакостной мумии возьмут? Такие образы – товар штучный.

И никакого страха героиня Бутеллы не порождает. Эта мумия безобидней хомячка на пенсии. Это, скорее, какая-то загнобленная товарками старшеклассница, а не страшилище из склепа. И предводительствуемые ею силы зла даже не карикатурны, являя собой донельзя трухлявую немощь, которую любой дошкольник может разогнать прутиком.

Честно скажу, тот же ИГИЛ из начала фильма – организация очень страшная. Даже выдумывать ничего не надо, снимай как есть, шок обеспечен. Да и вообще, если на то пошло, в современном мире – очень много зла. Большого и даже чудовищного. Но от реальной жизни создатели бюджетных блокбастеров, понятное дело, предпочитают держаться в стороне.

И о хорошем

Честно сказать, я пытаюсь представить вот что. Ведь проект – мегабюджетный. И трудились над фильмом тысячи людей – от актеров до реквизиторов, гримеров, каскадеров и водителей. И неужели все они знали, что снимают очевидную фигню? Неужели ни у кого не блестели талантом глаза? Не чесались руки попробовать что-то интересное? Есть же какие-то светлые пятна?

Ну, конечно, есть. Неописуемо хороша операторская работа. Все картинки – просто заглядение. Для них, в общем-то, все и делалось. Еще бы им быть некрасивыми!

Порадовало и то, что в фильме есть юмор. Потому что полностью серьезно все это воспринимать невозможно. И кое-где поток событий все-таки выходит из границ куцего арыка, построенного "разработчиками сюжета", хлещет через край пеной юмора. И это – действительно смешные моменты. Жалко только, что все три таких фрагмента уже засвечены в трейлерах.

И финальный вопрос: а зачем все это снималось? Все-таки 125 миллионов долларов – с какой сверхцелью они тратились? Что разумное, доброе, вечное принесли в мир создатели на эти деньги? Какую мысль хотели донести?

Может быть, то, что нельзя брать в руки "каку" из сомнительной ямы? Пожалуй, нет. Слишком детсадовская мораль получается. Может, то, что ученые блондинки лучше кусачих брюнеток? Да тоже вряд ли.

Но если мы вернемся к началу фильма и посмотрим, с чего все началось, то придем, пожалуй, и к морали. В начале фильма американские бомбардировщики бомбят чужую страну. Неужели это долгожданная мораль? То, что бомбить другие страны, куда вас не звали, плохо?

Знаете, очень похоже, что это и имелось в виду. Мораль – хорошая, правильная. Но зачем было городить огород из трухлявых кусачих мумий и прочих нелепостей – все равно непонятно.

Кстати, не пропустите: у Sputnik Молдова активные ленты в Facebook, ВКонтакте и "Одноклассниках".

Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Молдова на родном языке — скачайте мобильное приложение для ваших смартфонов и планшетов.
Скачать приложение для iPhone >>
Скачать приложение для Android >>
Лента новостей
0