Невероятное превращение итальянского "Фиата" в советскую "копейку"

© Sputnik / Андрей Луковский / Перейти в фотобанкАвтопробег, приуроченный к 45-летию "копейки" прошел в Барнауле
Автопробег, приуроченный к 45-летию копейки прошел в Барнауле - Sputnik Молдова
Подписаться
В чем отличия двух братьев-близнецов советско-итальянского автопрома, и какие технические модификации претерпел "ВАЗ-2101" на советском конвейере

КИШИНЕВ, 29 июл — Sputnik. Всем известно, что новое — это хорошо забытое старое. Отечественные "Фиаты", получившие в Советском Союзе незатейливое название "Жигули" — долгожители отечественного автопрома, экземпляры которых до сих пор можно встретить на магистралях нашей республики. История возникновения итальянского концерна "Фиат" довольно интересна. Но не менее увлекательно то, как итальянский автомобиль стал отечественной "копейкой".

 

История прародителя первых "Жигулей"


История одного из крупнейших в мире автомобильных концернов "Фиат" н6ачалась 11 июля 1899 года. В те далекие времена девять бизнесменов и финансистов из итальянской провинции Пьемонт подписали соглашение об организации акционерного общества "Итальянская фабрика автомобилей в Турине" (Fabbrica Italiana di Automobille Torino), получившего аббревиатуру FIAT.

Среди его организаторов и первых руководителей был 33-летний Джованни Аньелли. В то время автомобильный бизнес в Турин только начинал развиваться. Хозяин одной маленькой мастерской занимался разработкой автомобилей оригинальной конструкции, но из-за финансовых проблем ему не удалось выпустить ни одной машины. Так, за 30 тысяч лир, Аньелли купил у него идею, чертежи и всю мастерскую. Так было положено начало концерна "Фиат".

 

"Копейка" вместо водки


Идея выпуска авто для массового потребителя в СССР появилась примерно в середине 1960-х годов прошлого столетия. По оценкам Центрального Статистического управление (ЦСУ) Советского Союза, к середине 1960-х годов у населения огромной страны на руках скопилось избыточное количество денег.

Тогда встал вопрос: каким образом государство может эти "лишние" деньги с населения получить. В Совете министров СССР было рассмотрено множество способов, начиная от традиционного увеличения производства водки с одновременным повышением ее отпускной цены и заканчивая организацией массового производства и продажи легковых автомобилей.

Впрочем, дело заключалось не только в "свободных" деньгах, скопившихся у населения. К середине 1960-х годов руководство советского правительства достаточно четко понимало, что строительство нового современного автомобильного завода-гиганта даст толчок развитию множества смежных производств в различных отраслях промышленности. Ясно было и то, что легковые автомобили дадут казне существенную прибыль только в случае их массового производства.   

 

"Москвичи" и "Запорожцы" — на вес золота


В отношении спроса на новые автомобили, ориентированные на массового покупателя, сомнений не возникало. Частное авто тогда в стране считалось невероятным дефицитом: "Волги", "Москвичи" и "Запорожцы" распределялись исключительно по спискам предприятий.

Тогда было принято принципиальное решение о строительстве нового автомобильного завода-гиганта. В такой ситуации все понимали, что создать современное, оборудованное по последнему слову техники предприятие без привлечения иностранных специалистов невозможно. Оставалось выбрать только зарубежную фирму, способную осуществить такой амбициозный проект, и заключить с ней контракт.

 

По улицам СССР могли ездить "Фольксвагены" и "Рено"


 Оказывается, что в Совете министров СССР рассматривалось сразу несколько концернов, способных воплотить идеи о массовом производстве легковых автомобилей в жизнь. Среди них — немецкий "Фольксваген" и французский "Рено".

Однако окончательный выбор советских чиновников пал именно на "Фиат". Уже 15 августа 1966 года генеральное соглашение между итальянским автогигантом и Внешторгом СССР было подписано. А уже в апреле 1970 года первые серийные "Жигули" сошли с конвейера Волжского автомобильного завода.

 

Что такое советская "копейка"


Прототипом для создания нового советского автомобиля в конце 70-х годов стал итальянский "Фиат-124", завоевавший в 1965 году звание "автомобиль года".

Однако новый "ВАЗ-2101" принципиально отличался от своего итальянского "брата". В первую очередь, совершенно другим двигателем с верхним распределительным валом и увеличенным межцентровым расстоянием, что затем позволило конструкторам неоднократно увеличивать литраж мотора.

Еще на ранних стадиях испытаний выяснилось, что советское бездорожье неприемлемо для задних дисковых тормозов "Фиатов". Уже при двух-трех тысячах километров пробега колодки стирались до металла, поэтому тормоза заменили барабанными. Кузов также был основательно доработан и усилен.

Советская "копейка" стала значительно тяжелее в отличие от своего итальянского прародителя. Снаряженная масса нового отечественного авто увеличилась с 855 до 945 кг. С другой стороны, конструкция стала намного прочнее и надежнее. Говоря о доработке "Фиат-124" для российских условий производства и эксплуатации, стоит учесть, что она проводилась преимущественно силами итальянцев.

В общей сложности в модель "ВАЗ-2101" было внесено почти 800 изменений и, благодаря инновациям, внесенным конструкторами, машина превратилась в легендарный народный бренд "копейка", служивший людям не годы, а целые десятилетия.

Лента новостей
0