Гоги Вардзиели
Сегодня юбилей Муслима Магомаева. Мне кажется, это тот день и тот человек, когда достаточно назвать имя, и не потребуется других пояснений. Во всяком случае, пока живы мы, для кого он пел.
Тем нее менее, будь я женщиной, наверное, разразился бы восторженными эпитетами. Женщины моего поколения действительно сходили по нему с ума. Вне всякой конкуренции он был их любимцем! Помню, в одной из телепередач ведущий рассказал случай, когда "Волга", на которой ездил певец, вдруг вся стала розовой от поцелуев его фанатичных поклонниц…
К счастью, я мужчина. Не особо уважаю фанатов. Бурные эмоции оправданы на стадионе (эх, было б за кого поболеть!) или в зрительном зале. На улице, в политике, в семье фанатизм смотрится дико и до хорошего не доводит. Потому Муслим Магомаев для меня – не сошедший с небес кумир, а личность.
Он был наделен не только уникальным голосом и безупречной внешностью. Он вдобавок обладал редким обаянием, достоинством, высочайшей музыкальной культурой. Качествами, которые, как мне думается, идут не от природы. Они требуют гораздо большего.
Я невольно затронул важный элемент, определяющий мое отношение к Муслиму Магомаеву. И поскольку, наслаждаясь кофейным ароматом, мы не торопимся, попробую его изложить.
Не знаю, как это выглядит со стороны, но иногда меня переполняет гордость от того, что я родился на Кавказе. Я бываю счастлив, ощутив себя в такие минуты "лицом кавказской национальности". Знаю, эту формулировку некоторые используют, чтобы унизить, оскорбить. Сказать, мол, "все вы там на одно лицо"! А Кавказ – это сотни этнических групп, десятки языков.
И все же есть что-то, едва уловимое, что роднит нас. Даже притом, что мы разные, подчас серьезно конфликтуем друг с другом. Мы все равно принадлежим к одной совершенно неповторимой, многоликой и колоритной общности людей, умеющих с полуслова понять друг друга в главном и моментально определить, кто есть кто.
Возможно, мой настрой уходит корнями в 90-е, когда в качестве тележурналиста я побывал во многих уголках и "горячих точках" по обе стороны Кавказского хребта. Мне довелось в период самых жарких споров убедиться, как много в нас сходства. Потому что все мы похожи в одном, очень принципиальном и важном: на Кавказе вам могут безболезненно списать крупный долг, но нигде, никогда, ни за что не простят оскорбления человеческого достоинства!..
Именно достоинство всегда отличало сложившийся во мне образ Муслима Магомаева. Почему-то всегда казалось, что он тот, кого я вправе не только с наслаждением слушать, но и кем могу гордиться. Гордиться хотя бы тем, что оба мы с Кавказа. Этот тип людей тонко нарисовал в некоторых своих фильмах Георгий Данелия. Его герои, конечно, вымышленные. Но рядом так много реальных, живых, ярких и талантливых! Как сам Данелия, как Муслим Магомаев, Арно Бабаджаян, Расул Гамзатов, Махмуд Эсамбаев… Самое время остановится, чтобы никого не обидеть.
На своем первом концерте в Тбилиси в 1966 году Муслим Магомаев целое отделение посвятил оперным ариям. Собственно говоря, он и был оперным певцом, которого выделили среди сотен подающих надежды молодых талантов и послали на стажировку в миланский театр "Ла Скала".
Почему же он, не отказавшись, правда, полностью от классики, предпочел эстраду? Чтобы проще обрести популярность? Или чтобы стать, как сейчас говорят, "голосом России"?
Полагаю, нет. Все дело как раз в обостренном чувстве собственного достоинства, в излишней самокритичности и ответственности. Каково это, постоянно сознавать, что твой дед считается одним из основоположников азербайджанской классической музыки? Что его именем названа Азербайджанская государственная филармония?! Именно это я и имел в виду, упомянув о качествах, которыми даже щедрая природа не способна нас одарить. Что тут важны традиции, принципы, в том числе, семейные.
Он и с эстрады ушел на пике таланта и популярности. Чтобы остаться на высоте. Чтобы самому себя уважать, ибо никто не знает наши слабости лучше нас самих.
Не случайно песни его продолжают жить. Продолжают радовать нас. И потому в этот памятный день я позволю себе обратиться к Муслиму Магометовичу Магомаеву на "ты", возвысив его над "вы". Как к очень близкому и дорогому человеку:
— Спасибо тебе за все, Муслим! Спасибо за то, что подарил нам радостное ожидание нового дня!..
Источник: Sputnik Грузия