Недавно произошел со мной интересный случай. Я сидел на скамейке в кишиневском парке, некогда носившем имя Пушкина и читал только что изданную монографию о некоторых страницах истории Молдовы. Ко мне подошла женщина и задала неожиданный вопрос — где в этом парке растут деревья, посаженные Пушкиным в годы его пребывания в Кишиневе?
Оказывается, она жила в Кишиневе до 18 лет, потом переехала на ПМЖ за границу, но раз в два-три года обязательно приезжает на родину встретиться с родными, друзьями, одноклассниками. И почему-то женщина была твердо уверена, что в парке есть или, по крайней мере, были именно те деревья, которые посадил сам Пушкин.
Так ей рассказывали в юные годы.
Пушкинские юбилеи 2017 года >>>
Ответа на ее вопрос я не знал, но тут же решил обратиться к известному пушкинисту Виктору Кушниренко. Виктор Филиппович сразу ответил на звонок и на мой вопрос прочитал небольшую познавательную лекцию, которую я тут же пересказал своей случайной собеседнице.
Сведений о том, что Александр Сергеевич сажал деревья в Городском общественном саду, как раньше назвался этот парк, — нет. Однако до сих пор сохранились деревья, которые "помнят" великого поэта — это несколько акаций, посаженных в парке во время его закладки в 1818 году. А Пушкин, как известно, прибыл в Кишинев 21 сентября 1820 года.
Парковая аллея, ведущая от центра сада к перекрестку улиц Бэнулеску-Бодони и 31 Августа 1989 года, была излюбленным местом прогулок Пушкина. Здесь он общался с гречанкой Каллипсо Полихрони и другими своими бессарабскими друзьями и знакомцами.
Что роднит автора "Горе от ума" с Молдовой и Пушкиным >>>
Со стороны нынешнего дома правительства в саду располагалось казино, где Пушкин поссорился с командиром 33-го егерского полка Семеном Старовым. Стрелялись они, кстати, на Рышкановке, и, к счастью, судьба уберегла от смерти обоих.
Несколько огорчившись от того, что так и не услышала подтверждение своей версии, моя собеседница осталась довольна тем, что случайный разговор дал ей возможность узнать еще несколько фактов об истории родного города.
К чему я обо всем этом рассказал? Не секрет, что таких "бывших наших", нередко наезжающих на малую родину, более, чем достаточно. Они приезжают сюда за воспоминаниями, встречами со старыми друзьями. Когда-то давно, уезжая за рубеж, они увозили с собой воспоминания о том Кишиневе, который теперь остался разве что только на фотографиях. Там, где эти люди обрели новый дом, они, размышляя о далеком теперь уже для них Кишиневе, выуживали из глубин памяти рассказы, воспоминания свои и своих родных, способные пролить свет на прошлое нашего города, на забытые страницы его истории. Через эти картины прошлого они укрепляют связь с местами детства и юности. Для них все это гораздо острее, чем для нас, оставшихся жить здесь.
Пушкин навсегда: исполнилось 180 лет со дня смерти поэта >>>
И когда "бывшие наши" в очередной раз приезжают в Кишинев, они способны стать источником новых версий, гипотез, предположений, которые, вполне возможно, еще не нашли местные краеведы-любители и профессиональные историки.
Жаль только, что многие материальные свидетельства этих воспоминаний уже не восстановить, а по-настоящему интересующихся прошлым своего города становится все меньше.