КИШИНЕВ, 9 сен — Sputnik. Представителей молдавского народа традиционно было принято называть трудолюбивыми людьми. На протяжении десятилетий жители республики славились, как умелые виноделы, строители, рабочие. Про таких всегда было принято говорить: "у них — золотые руки".
Достаточно привести хотя бы пример того, как после разрушений Второй мировой, после освобождения республики в 1944-м году, за считанных 15 лет жители МССР создали из своей республики поистине цветущий сад, самодостаточный край, куда стремились приезжать жить и работать люди из разных уголков Советского Союза. Десятки предприятий, функционировавших на территории Советской Молдавии, требовали квалифицированных рабочих, и они охотно приезжали, навсегда связывая свою жизнь с республикой.
Лучшие токари, фрезеровщики, сварщики, строители ехали сюда потому, что республика строилась, росла, развивалась бурными темпами. Радовали и заработки, когда простой человек, отработав смену у станка от звонка до звонка, мог содержать свою семью, не задумываясь, что ему есть завтра, как отправить детей в школу, как помочь своим старикам.
Начало 90-х годов стало фатальным ударом под дых для подавляющего большинства рабочих в Молдове, которые фактически остались не у дел. Заводы закрывались, повальная безработица отбросила тех, на ком когда-то все держалось, буквально на окраину жизни. Не исключение и история Николая Афанасьевича Коваленко.
Получив профессию токаря, он приехал в Кишинев из Украины в 1976 году, устроившись по специальности на один из крупных экспериментальных заводов. Жизнь потекла своим чередом: молодой специалист женился на молдаванке, в семье появилось двое детей, к концу 80-х Николай Коваленко дослужился до токаря шестого разряда.
"В советские времена рабочий человек чувствовал себя защищенным со стороны государства. Бесплатное образование для детей, бесплатная медицина, профсоюзные путевки, нормальные заработки. Сегодня, в нашей разрушенной стране все это звучит как небылица. Про нас, тех, чья жизнь разделилась на "до" и "после" развала СССР, говорят, что мы потерянное поколение. Отчасти это утверждение — правда. Ведь мне, простому рабочему трудно было приспособиться к оскалу дикого капитализма, который пришел в Молдову в начале 90-х", — отметил собеседник.
По его словам, он не ожидал, что жизнь квалифицированного рабочего сложится настолько печально. Безработица и безысходность 90-х подтолкнули опытного рабочего к тому, что он, после закрытия предприятия, вынужден был подрабатывать грузчиком, продавать на улице пирожки, которые пекла жена, чтобы семья хоть как-то могла существовать. Дети Николая Афанасьевича навсегда уехали в Россию, по сути, сбежали из страны, которая не представляла для них видимых перспектив.
"Остались мы вдвоем с женой, кое-как сводили концы с концами вплоть до начала 2000-х годов, — говорит собеседник, — когда мне удалось вновь устроиться по специальности. Заработок, как говорится, был небольшой, но стабильный, на скромную жизнь, слава Богу, хватало", — подчеркнул рабочий.
Однако, после того, как в Молдову пришел кризис, и власть в республике взял "Альянс за евроинтеграцию", специалист вновь потерял работу, будучи вынужденным с 2011 года охранять автостоянку. Безденежье щекотало нервы жене Николая Коваленко, которая в 2017-м фактически выгнала уже пожилого человека на улицу, разведясь с ним. Дети, которые уже двадцать лет живут за рубежом, об отце тоже не вспоминают.
"Сытый голодного не поймет. Вы не представляете, как мне обидно за то, что я, равно как и тысячи рабочих людей, потерявших себя в это "время перемен", оказался ненужным своей стране, в которой прожил большую часть жизни, с которой связывал надежды. Сейчас мне удалось вновь устроиться на работу токарем в небольшой цех на окраине Кишинева. Зарплата — маленькая, ее не хватает на то, чтобы снять жилье. Летом живу и ночую в фургоне на автостоянке, которую охраняю, зимой прошусь ночевать к знакомым. Но ничего, пока не сломался и не спился, даст Бог еще поживу немного", — заявил собеседник.
По словам пожилого человека, которому сейчас 60 лет, с такими условиями существования он боится просто не дожить до пенсии, на которую ему положено выйти в 63 года. Особенно обидно Николаю Коваленко за то, что по радио в своем фургоне он слышит бравурные отчеты представителей власти о том, что в Молдове наблюдается экономический рост в 3 процента, а жить с каждым днем становится все лучше и веселей.
"Посмотрите, как живу я, имея рабочую специальность, в какой нищете живут сотни простых людей моего поколения. И когда я слышу победные рапорты этих "сверху" о том, как при евроинтеграции становится лучше жить, у меня в душе становится тошно, прежде всего из-за того, как власть относится к своим гражданам, к тем, кто когда-то строил и развивал эту страну, пусть и на своем скромном рабочем месте", — подытожил Коваленко.