Творческий конкурс — вещь не только ответственная, но и опасная для молодых талантов. Одних решение жюри может забросить на заоблачные высота, по крайней мере, в самовосприятии, других же низвести до уровня, как говорится, ниже плинтуса.
Поэтому начинающие артисты скрупулезно подходят к выбору состязания, в котором они хотели бы себя проявить. Важен уровень популярности, статус судей и вовлеченность других стран, кроме твоей собственной.
Но, если речь идет о Молдове, где творческие лаборатории уступили место "плоской" индустрии развлечений, то выбирать нашим молодым дарованиям особо не из чего. Вот и пытаются они пробиться, используя каждую возможность, даже те "окошки", которые замараны интригами с подкупом жюри, некомпетентностью продюсеров и узким спектром информационного освещения.
Поведаю одну историю по принципу "я сам не видел, но мне так сказали". Но сделаю это не столько ради самого рассказа, а чтобы подискутировать с читателем о самом явлении творческих конкурсов в Молдове и о том, как там могут "решаться дела".
Одна моя знакомая, как я люблю говорить, выросла, танцуя Belly dance. Для тех, кто не в курсе, это танец живота, специфический жанр хореографии, восходящий к до-арабскому Востоку и снискавший популярность и на Западе. В танце живота я не разбираюсь, но знаю, что многим нравится — одним танцевать, другим смотреть. Там, где этот жанр поставлен на широкую ногу, довольными остаются и артисты, и зрители.
Так вот, моя знакомая подготовила целый номер с силачами, фейерверками, декорациями, саблями и решила попробовать себя на одном из зарубежных конкурсов талантов, кастинг которого не так давно проходил в Кишиневе.
День первый — прогон перед выходом к жюри. Со стороны продюсера и других конкурсантов — море восторгов от увиденного номера артистки, о которой идет речь. Сыпались комплименты и звучали заверения в том, что жюри покорится ей без единого выстрела.
День второй — сам отборочный тур. Трое из четырех судей… забраковывают артистку. Возможно, это решение было объективным — сейчас спорить бессмысленно, да и не стоит, тем более, если я не видел этот номер.
Стоит отметить, что, по моим личным сведениям, в Молдове желающих пробоваться на этот конкурс, проводящийся не первый год, на этот раз нашлось очень мало. Я имею в виду не любителей, а профессионалов своего дела. И после описанного здесь случая несложно ответить на вопрос, почему соискателей оказалось немного. Когда продюсеры сбиваются с ног в поисках реального "материала" для настоящего шоу, а затем чье-то отдельно взятое мнение решает все — желание наступать на те же грабли во второй раз отпадает напрочь. А "сарафанное радио" в маленькой Молдове работает на удивление быстро, и через какое-то время черный пиар тому или иному конкурсу обеспечен.
Итак, этот случай навел меня на ряд размышлений и выводов.
Во-первых, нет, не было и не будет объективных конкурсов. У каждого члена жюри — свой опыт, свое мнение и… своя степень некомпетентности. Вспомните шоу подобного рода, которые вы смотрите по телевизору. Даже к именитым деятелям культуры в жюри, у вас, телезрителей, наберется с десяток претензий к их оценке выступающих, не обладающих пока громким именем.
Во-вторых, любой человек не без изъяна. И, если у одного может хватить смелости вручить под полой заветный конверт, то у другого можно позанимать той же смелости этот конверт принять. Интереснее дело обстоит, если такой конверт получил не член жюри, а продюсер или любое другое ответственное лицо проекта. Тогда в списке выступающих напротив имени артиста может оказаться неприметная галочка или точка — и этот человек "вылетит" из проекта, даже если соберет все звезды Млечного пути.
Кроме того, нельзя забывать об элементарной конъюнктуре. Евровидение, например, это демонстрирует не первый год. Там последнее время побеждают одни лишь фрики, травести, "политические узники совести", невозвращенцы на "плохую" родину и люди с физическими отклонениями. К представителям последней из перечисленных категорий у всех просыпается сострадание, хотя они часто и в спорте, и в конкурсах действительно бывают лучшими. Но в целом в Евровидении талантливо сделанные песни и номера остаются на задворках "общественного мнения".
Что делать в этом случае молодым талантливым и амбициозным? Ответ один — снова и снова пробовать свои силы. Во-первых, не всякий конкурс куплен, а во-вторых, под лежачий камень вода не течет.
Поэтому пожелаю начинающим артистам удачи, а тех, кто захочет высказать свое мнение по обсуждаемой здесь теме, приглашаю оставлять свои комментарии под публикацией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции