Кто-то говорит, что высшее благо для театральных мастеров, работающих с классикой, — это интерпретировать бессмертные произведения на современный лад. Но, как показывает практика далеко не одних подмостков, в своем стремлении "модернизировать" вечные истины многие режиссеры и актеры упускают саму суть того, что хотел из глубины прошлых лет донести до аудитории будущих поколений автор. Часто теряются те столпы нашей жизни, главные проблемы общества, отображение пороков и достоинств, свойственных всем поколениям. И это, увы, не только проблема театра, но и общества в целом, которое — по тому же Гоголю — пеняет на зеркало, забывая, что "рожа крива".
Омертвевшие души — живые мертвее мертвых >>>
К счастью, в Молдове есть и режиссер, и артисты, которым чужды новомодные тенденции. Это актеры театра "С улицы Роз" во главе со своим бессменным художественным руководителем, заслуженным деятелем искусств Молдовы, а теперь еще и лауреатом Ордена республики Юрием Хармелиным. Этот человек создал свой знаменитый театр, затем — театральный лицей, академию театрального искусства и, наконец, возглавил актерский факультет Славянского университета. И вот уже девять лет Хармелин — главный вдохновитель и двигатель фестиваля МОЛДФЕСТ.РАМПА.РУ.
В своих постановках режиссер не любит заигрывать со зрителем, не завлекает его сиюминутной мишурой, экшеном, дешевой патетикой. Из бессмертного произведения Гоголя он принес на сцену саму суть мыслей и дилемм, которые классик поставил перед собой и читателем — "Что нами движет?", "На самом ли деле мы такие, как о себе думаем?", "Кого мы готовы изуродовать морально и физически, лишь бы не менять себя?".
Постановка решена просто и емко — у самого края сцены, прямо перед зрителями, Чичиков (актер Василий Павленко) встречается с помещиками, этими знаменитыми типажами вырожденчества в позапрошлом веке. Он желает выведать у каждого из них, сколько те имеют на бумаге умерших крепостных, — чтобы приобрести эти мертвые души. Все эти разговоры происходят в одном и том же интерьере — стол, стулья, секретер, склянки, бумаги… Все одно и то же. Видимо, так режиссер решил подчеркнуть, что ни один из собеседников Чичикова мало чем отличается в лучшую сторону от всех остальных, и всех их объединяет одно — жажда наживы и моральная деградация. Хоть копеечку, но урвать!
Пятерых помещиков играет в этой постановке один артист — Богдан Хорохорин, который за считанные минуты мастерски перевоплощается из Манилова в Коробочку, из Ноздрева в Собакевича, а потом и в Плюшкина. Такие разные образы, — один страшнее другого, — но актер справляется с задачей. И зритель вместе с ним нисходит в гоголевский "ад", проходя круг за кругом — от самого "нейтрального" Манилова до самого отвратительного и вконец опустившегося, покрытого какой-то ветошью (дворянина!) Плюшкина.
А в глубине сцены, за прозрачным занавесом, — бричка Чичикова и кучер Селифан, охочий до слабого пола и замкнутый на своих примитивных предпочтениях в жизни. Едет бричка от одного поместья до другого, а по обе стороны от нее, — вот оно, главное предостережение для нас! — сами мертвые души. Сидят мужики да бабы в безликих одеждах меж могильными крестами, будто не по бескрайним просторам движется бричка, а по самому настоящему кладбищу. И ведь правда, что несет Чичиков своей "миссией", что творит он? У Гоголя, каким бы мрачным и мистическим он ни был, это осталось за скобками. А Хармелин увидел — несет Чичиков на себе печать смерти и невзгод. И впору пустить за Павлом Ивановичем вслед вереницу душ тех, кого уж нет в живых, но кого он купил, отстоял, выменял. А за ними — и всех пятерых уездных помещиков. Потому что именно они и есть те самые мертвые души, люди с омертвевшим нутром. В былые времена их предки с оружием в руках вставали на защиту родины от врагов. Но пришло мирное время, воевать стали не на своей территории, и "благодарные" потомки вместо того, чтобы сделать качественный моральный рывок вперед, превратились в пародии на людей, их тени, прах под их ногами. Не так ли происходит и сегодня, в современном мире?
Почерк о характерах звезд: Гоголь-манипулятор и Джексон-эгоист >>>
Но призраки мертвых крестьян — это не просто антураж постановки. Это — действующие лица, полноправные, одухотворенные, и, как показывает исполненный ими монолог о "Руси-тройке", — самые живые персонажи спектакля. Таков был замысел Юрия Хармелина — в мире, где все с ног на голову, снова все переиначить и показать правду жизни. Крестьянин, простой человек, работяга, он — истинная соль земли, а не "хозяева жизни" — помещики и предприимчивый бывший чиновник Павел Чичиков.
Премьера удалась, о чем говорили все зрители. По занавес года отгремели четыре спектакля, и в следующий раз кишиневцы и гости столицы увидят эту постановку уже в январе.
Здесь нельзя не сказать несколько слов о Юрии Хармелине, человеке, которым гордится не только Кишинев, — чьим почетным гражданином он является, — но и вся Молдова, а также русский и театральный мир других стран.
Создав десятки взрослых и детских спектаклей, комедий, драм и редких для Молдовы мюзиклов, он сделал так, что театр "С улицы Роз" — уже давно стал брендом, как государственным, так и международным. Это имя притягивает творческие коллективы со всех континентов для участия в ежегодном МОЛДФЕСТЕ, а фестивали во многих странах мира всегда ждут артистов театра "С улицы Роз" к себе на гастроли.
Кишинев с частным визитом посетил… Николай Васильевич Гоголь >>>
Последний год Юрий Аркадьевич периодически проходит серьезное лечение за рубежом. Но и это не стало препятствием для отказа от любимой работы. Разрываясь сейчас между Молдовой и Израилем, он всегда находит время для воплощения новых сценических идей и даже подготовил в таком напряженном цейтноте два МОЛДФЕСТА, а в прошлом году вышел на подмостки в главной роли в одном из спектаклей.
![Спектакль театра С улицы Роз Мертвые души, режиссер Юрий Хармелин Спектакль театра С улицы Роз Мертвые души, режиссер Юрий Хармелин - Sputnik Молдова](https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/1593/27/15932711_0:0:1000:628_600x0_80_0_0_b76ce5e61816da06e05e354aac0704fb.jpg)
![Спектакль театра С улицы Роз Мертвые души, режиссер Юрий Хармелин Спектакль театра С улицы Роз Мертвые души, режиссер Юрий Хармелин - Sputnik Молдова](https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/1593/28/15932851_0:18:1000:647_600x0_80_0_0_326e23f8cf681c19c054191b1c2f0759.jpg)
![Спектакль Мертвые души театра С улицы Роз. Чичиков - Василий Павленко Спектакль Мертвые души театра С улицы Роз. Чичиков - Василий Павленко - Sputnik Молдова](https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/1597/48/15974880_0:0:1000:628_600x0_80_0_0_c91905e12b7c79e6e5a67d84d469078c.jpg)
![Спектакль Мертвые души театра С улицы Роз Спектакль Мертвые души театра С улицы Роз - Sputnik Молдова](https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/1597/53/15975312_0:37:1000:666_600x0_80_0_0_05eebb47f3155b07786faf42430c141f.jpg)
![Спектакль Мертвые души театра С улицы Роз Спектакль Мертвые души театра С улицы Роз - Sputnik Молдова](https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/1597/51/15975176_0:37:999:666_600x0_80_0_0_efa61433d9bf4bfcf46dc4325f74671a.jpg)
![Спектакль Мертвые души театра С улицы Роз Спектакль Мертвые души театра С улицы Роз - Sputnik Молдова](https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/1597/38/15973837_0:37:999:666_600x0_80_0_0_664ead5001780456f9ae6e1b90e36cfc.jpg)
![Спектакль Мертвые души театра С улицы Роз. Собакевич - Богдан Хорохорин Спектакль Мертвые души театра С улицы Роз. Собакевич - Богдан Хорохорин - Sputnik Молдова](https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/1597/53/15975391_0:200:1000:829_600x0_80_0_0_edcf395bc896c3da5cf72cc7b6a8c2c9.jpg)
![Спектакль Мертвые души театра С улицы Роз. Собакевич - Богдан Хорохорин, Чичиков - Василий Павленко Спектакль Мертвые души театра С улицы Роз. Собакевич - Богдан Хорохорин, Чичиков - Василий Павленко - Sputnik Молдова](https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/1597/55/15975519_0:37:999:666_600x0_80_0_0_f2807e2eea1dbc667a8aae3d727ad4b7.jpg)
![Спектакль Мертвые души театра С улицы Роз. Собакевич - Богдан Хорохорин, Чичиков - Василий Павленко Спектакль Мертвые души театра С улицы Роз. Собакевич - Богдан Хорохорин, Чичиков - Василий Павленко - Sputnik Молдова](https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/1597/55/15975585_0:27:1000:656_600x0_80_0_0_0410925bca3c3809062ba38195b414b1.jpg)
![Спектакль Мертвые души театра С улицы Роз. Чичиков - Василий Павленко, Плюшкин - Богдан Хорохорин Спектакль Мертвые души театра С улицы Роз. Чичиков - Василий Павленко, Плюшкин - Богдан Хорохорин - Sputnik Молдова](https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/1597/47/15974713_0:37:1000:666_600x0_80_0_0_5cbfb5839a9069a12f59b7fa1eb40e9b.jpg)
![Спектакль Мертвые души театра С улицы Роз. В роли Плюшкина - Богдан Хорохорин Спектакль Мертвые души театра С улицы Роз. В роли Плюшкина - Богдан Хорохорин - Sputnik Молдова](https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/1597/45/15974592_0:0:1000:628_600x0_80_0_0_c86ca059bd93d553200c3f5682ed6af9.jpg)
На голом энтузиазме театр "С улицы Роз" не только создавался, но и живет теперь. И тут мы даже не затронем то, как государство и официальная система оплаты труда оценивает роль деятелей культуры в нашей жизни. Печальная история с до сих пор недостроенным новым зданием театра известна всем, причем не только в Молдове, но и за ее пределами. Каждый раз не хватало сравнительно небольшой суммы на завершение строительства и обустройства здания, чтобы у команды Хармелина наконец-то появился свой дом, свой храм искусства. Пока же театр долгие годы ютится в построенном когда-то для детского сада здании кишиневского театрального лицея.
Оказывается, идеи "Мертвых душ" и "Ревизора" возникли в Молдовe >>>
Но на церемонии открытия МОЛДФЕСТА президент Молдовы Игорь Додон пообещал Юрию Аркадьевичу и всем присутствующим, что поможет в завершении строительства здания театра. Слова главы государства были встречены бурной овацией. Теперь все культурное сообщество страны ждет скорейшего исполнения этого обещания.
Пожелаем Юрию Хармелину и его прославленному творческому коллективу новых успехов, спектаклей, оригинальных находок и, главное, признания заслуг на самом высоком уровне — не только на словах, но и на деле!
И — с премьерой! Она удалась!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции