Николай Костыркин, Sputnik Молдова
Как мы уже рассказывали, король Михай побывал с официальным визитом в Кишиневе в 1942 году, когда Бессарабию снова оккупировали румыны, на это раз под эгидой нацистов.
Как пишет на сайте oldchisinau.com историк и краевед Юрий Швец, румынская администрация стремилась идеологически закрепиться на снова занятых ими территориях.
Поэтому они начали строить что могли и где могли. Но, словно предвосхищая "подвиги" нынешних городских администраторов, — кстати, душою верных именно Румынии, а не Молдове, — румынские власти не стали восстанавливать город, который до конца войны так и пролежал в руинах, а решили, — будто отвлекая массы от проблем насущных и разговоров о том, кто прав, кто виноват в этой кровавой войне, — построить побольше памятников, обустроить кладбища и, что, наверное, важнее всего, провести этакие выставки достижений народного хозяйства.
"Был построен мемориальный комплекс "Башня Освобождения" под Кишинёвом, обустроено военное Кладбище героев, организована выставка "Освобождение" и при ней — музей бессарабского села. Для выставки и музея села не нашли места лучше, чем главный парк Кишинёва — нынешний парк имени Штефана чел Маре (бывший парк имени А. С. Пушкина, Городской Сад). Парк превратился в одну большую стройку. Возводились большие каменные павильоны, из молдавских сёл перевозились и устанавливались экспонаты для будущего музея — традиционные дома, мельница и храм", — рассказал Швец.
Он приводит фото немецкой аэросъемки 1944 года — на тот момент все, возведенное в парке, еще стояло на своих местах.
"К визиту короля Румынии Михая I в Кишинёв, который состоялся 31 октября 1942, всё было готово. Сам король принял участие в открытии выставки. Павильоны были выстроены в национальном стиле и представляли государственные учреждения (центральным был павильон правительства Бессарабии), отрасли хозяйства (например, павильон виноградарско-винодельческой отрасли). Был даже отдельный павильон пропаганды", — добавил Швец.
По его словам, примечательно, что даже тогда памятник Пушкину остался нетронутым и продолжал стоять на своём первоначальном месте.
"Музей бессарабского села располагался в углу парка, прилегающем к пересечению нынешних бульвара Штефана чел Маре и улицы Бэнулеску-Бодони. Состояла экспозиция из двух традиционных крестьянских домов, ветряной мельницы и старинной деревянной церкви. Крестьянские дома были привезены из сёл Пуркарь и Игнэцей. Работники музея демонстрировали национальные костюмы и некоторые народные промыслы", — отметил Швец.
Храм для Музея привезли из села Корнова (нынешний Унгенский район). А при входе на выставку (и в Городской Сад) была установлена Капитолийская волчица — "потомки гордых римлян" и здесь не упустили этого лишенного исторической подоплеки элемента пропаганды.
В павильоне Губернаторства Бессарабии был установлен бюст маршала Антонеску — куда же без него в то время!
В 1944 году после освобождения Молдовы павильоны и строения выставки стали сносить. Но один из крупных павильонов сохранялся и в 1950-е годы и был приспособленным под спортзал.
"В наши дни в парке от той выставки остался, возможно, центральный фонтан, который появился впоследствии на месте водного бассейна-пруда. Здания выставки повлияли также на облик некоторых нынешних аллей и клумб, возникших на месте бывших павильонов", — считает Швец.
Он заметил, что в 1943 году в Городском Саду проводилась ещё одна выставка — муниципальная. От неё остались мраморные львы, которыми мы можем любоваться и сегодня >>>