Центральный парк "Штефана чел Маре" и Соборный парк Кишинева — именно так сейчас называются два оазиса в самом центре молдавской столицы.
Это одни из немногих мест Кишинева, проходя через которые хочется замедлить шаг или даже присесть на скамейку. Летом тут приятно выпить бутылочку ледяного пива, а с утра, конечно, предпочтительней кофе — и все это под свежую газету, купленную в ближайшем киоске. Так оно и было до недавнего времени, однако, увы — теперь все изменилось.
Началось все несколько лет назад — полиция всерьез взялась за любителей "жидкого хлеба" — патрули штрафовали любителей пенного напитка, несмотря на то, что пиво продавалось в самих парках. Не помогало даже стыдливое погружение бутылки в пластиковый или бумажный пакет — на манер западных пьянчуг. По всей видимости, наши власти оказались большими европейцами в борьбе за европейский (безалкогольный?) образ жизни.
Потом карающая рука силовиков скрутила в бараний рог курильщиков, — оказалось, что в парках больше нельзя курить. Несмотря на установленные там же урны с пепельницами. Штрафы для страдающих никотиновой зависимостью кишиневцев окончательно опустошили их и без того призрачный личный бюджет.
2017 год стал годом окончательного решения "киоскового" вопроса. Власти заявили, что киоски, продающие кофе, не платят налоги и уродуют облик парков. После чего с завидной энергией занялись их демонтажем. Что поделать — как написано в Библии — всяка власть от Бога, в том числе, посылаемая им в качестве наказания неразумным племенам. Поэтому ни пива, ни кофе, ни табака — по паркам теперь следует проходить, ускорив шаг и не задерживаясь. Но это еще не все.
Оказавшись недавно в парке, я увидел, что исчезли не только кофейные и пивные "точки".
Пропали газетные киоски, оставив после себя полукруглые бетонные основы.
И я понял, что чтение свежих газет — это тоже не более, чем вредная привычка. Ничем не лучшая чем табакокурение и пивной алкоголизм.
Парки теперь стали выглядеть как пустыри. Насквозь продуваемые, с редкими и "жидкими" деревцами и малым количеством горожан.
В общем все по Пушкину — сия пустынная страна, которая, как известно, священна для души поэта, не меняется никогда. Но я узрел здесь и еще один момент — а именно — оскорбление геополитических чувств граждан.
Причем всех сразу. Потому как газетные ларьки стояли тут и при "совке", и при "румынах", и в царские времена и даже, подозреваю, во времена Второй мировой. Что можно увидеть на фотографиях.
И только 2017 год стал годом реформации парков в пустошь и лесополосу с асфальтом.
Похвально желание властей сохранить или даже воссоздать пушкинский образ столицы, но мне кажется "пакетом" с этим идет и ощущение жителей Кишинева — мы тут в ссылке, как и поэт. Надолго ли?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.