Глядя на нынешнее состояние некоторых городских улиц, невольно вспоминается ироничное выражение из советского прошлого: "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих".
Каждый "желтый код" метеоопасности становится для города и его сотен тысяч жителей чуть ли не преддверием апокалипсиса, граждане заранее готовятся к обычному снегу, что в январе – явление распространенное, как к чрезвычайному положению.
Автомобилисты, те, кто посмелее, запасаются лопатами и термосами с горячим питьем, чтобы просто проехать на своем стальном коне по городу. Пешеходы и вовсе стараются экипироваться так перед выходом на улицу, будто вынуждены осуществлять экспедицию в полярных условиях. Для того, чтобы кишиневцы не скользили и не падали, ловкие продавцы предлагают им специальные противогололедные резинки на сапоги и ботинки, которые дополняют трагикомизма в общую картину происходящего.
Поражает и то, насколько беспомощным оказывается город на утро после разгула стихии. Везет тем, кто живет в центре столицы, там еще худо-бедно дороги расчищают. Однако в спальных районах люди должны проторить себе путь грудью, чтобы добраться до остановки общественного транспорта.
Откапывайтесь сами
Утро после разгула снежной стихии поражает самим цинизмом ситуации – таксисты "дерут" с несчастных горожан втридорога, редкие единицы раритетной советской спецтехники, которые добираются до главных улиц спальных районов города, вроде бы убирают дороги, а вроде бы и нет, троллейбусы забиты под завязку, а кишиневцы чертыхаются и плюются, будучи вынужденными невольно опаздывать на работу.
Между тем, в примэрии сетуют на нехватку единиц снегоуборочной техники, призывая горожан взяться за лопаты и дружно, в едином порыве, спасти город от январского снега.
Призыв, вроде бы, благородный, но применимо к пространству возле подъезда, где живет горожанин, не более. Далее, согласитесь, уже наступает компетенция городских властей.
Однако проблема не решается, груды снега, "сросшегося" с грязью, становятся полосой препятствий для жителей столицы. Особенно больно смотреть, как эти препятствия преодолевают пожилые люди, для которых поход в магазин или поликлинику в таких условиях становится чуть ли не одним из последних испытаний. Однако снег – и ныне там…
Личным примером
Основной целью акции, по словам Кодряну, стала демонстрация нерадивым автовладельцам факта невозможности прохода спецтехники по обочине и, как результат, своевременной уборки снега.
"Надеюсь, что утром люди смогут нормально добраться на рабочее место или на учебу. Подобные проблемы существуют и на улицах А. Матеевича и А. Пушкина. Таким образом, хотелось бы привлечь внимание водителей, которые оставляют машины на ночь у обочины, к тому, что дорожники не могут провести уборку с помощью спецтехники", - написал Кодряну в Faceebook.
Все – как по Булгакову
Призыв генпримара расчищать Кишинев вручную, казалось бы, благороден, а некоторых горожан муниципальные власти даже премировали за борьбу с сугробами. Однако это проблему, в целом, явно не решит, а позволит лишь косметически подчистить Кишинев.
Есть еще одно "но" в организации этого коллективного муниципального "субботника". Если каждый раз, когда в столице выпадет снег, большинство жителей города будут браться за лопаты, встанут и производства, и учебный процесс, и вообще огромный сегмент национальной экономики будет на время неактивен.
В этой ситуации невольно приходит на ум фраза профессора Преображенского из повести Булгакова "Собачье сердце": "Когда я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну в квартире петь хором, у меня настанет разруха".
К слову, в Санкт-Петербурге, где снимался культовый фильм режиссера Владимира Бортко, снег – явление довольно частое. Однако, как только он начинает идти, на улицы города высыпают сотни единиц спецтехники, которые всю ночь борются со стихией, заранее обеспечивая комфортные условия жителям города на Неве.
Следовательно, и в Кишиневе – все возможно, а лопатами проблему не решить…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.