"Русский след"
Раннее утро. Цюрих. Вокзал. Я сажусь в экспресс, который отправляется буквально через несколько минут. Вдруг в вагоне показывается знакомое лицо.
- Доброе утро. Похоже, я к вам. Будем соседями?
Это удивительно: буквально год назад мы пересекались на Симпозиуме в Женевском Центре по политике безопасности, где слушали лекции о менталитете, эмоциях политиков, о непредсказуемом поведении лидеров некоторых государств и о роли малых стран в современном мире.
И вот сейчас мы попутчики. Фантастическое стечение обстоятельств? Чтобы наша встреча не оказалась бесполезным разговором, набираюсь смелости и завожу с соседом по вагону беседу не без удовольствия. Поезд трогается, а вместе с ним и наш разговор.
- Так вы из Молдовы? - осторожно переспрашивает меня попутчик.
- Да. Только не говорите, что не слышали о такой стране, - улыбаюсь ему.
В это время перрон за окном "уехал на вокзал", а мой собеседник уверено кивнул головой.
- Почему же, знаю! Там тоже делают вино. Шучу. Ваша страна замечательна не только виноделием. А вы в курсе, что у наших стран есть связующий мостик?
- Наши трудовые мигранты, приехавшие на заработки и политики, у которых есть недвижимость в Швейцарии? – ехидничаю в ответ.
- Не только у ваших она есть. И я не об этом. Пушкин, Иоанн Каподистрия, Россия!
Был ли Пушкин неблагодарным по отношению к Кишиневу?>>>
Швейцарию я впервые посетила несколько лет назад, снимая передачу о ней. У меня был, как мне казалось, достаточный набор знаний об этой стране. Здесь самый вкусный шоколад и сыр, передовые банковские и консалтинговые услуги. Представительства ООН, ВТО, ВОЗ, Красного креста. "Долина дронов", где производятся многофункциональные беспилотники. И, конечно же, природа: Альпы, холмы и равнины, зеленые лужайки и все-такое. Молдова? Да, я слышала, что нашу республику называли еще в советское время "маленькой Швейцарией". "Вот и вся связующая нить", подумалось.
- Понимаю. Вы сейчас про "русский след" начнете говорить, - пытаюсь переключиться от темы.
- А что в этом предосудительного? Вы знаете, есть такое местечко Шабо. Оно находится сейчас на Украине, а в XIX веке – это была одна из самых развитых винодельческих колоний Бессарабии. Когда Пушкин был в южной ссылке, ему довелось побывать в гостях у основателя этой колонии Луи Венсана Тардана– виноградаря и эрудита-ботаника…
Поезд заехал в туннель. Это было как в кинохронике. Отчетливый шум колес. Затемнение. Яркий свет. И в памяти всплывают виноградные плантации, которые я видела минувшей осенью в Кантоне Вале. Аккуратные кусты. Они убегали каменными "ступеньками" в горы. Здешний ландшафт явно "немолдавский". Вообще никаких ассоциаций с родным краем не возникало. А тут мой попутчик говорит про какой-то "связующий мостик"…
Немецкий след в истории Молдовы: как проходила интеграция двух культур>>>
"А вы знали, что Бессарабию и Швейцарию роднит еще и деятельность графа Каподистрия, министра иностранных дел Российской империи?" – ошарашил мой вагонный собеседник и проводник в прошлое. - Пушкин, кстати, служил под его началом в Коллегии иностранных дел. Чиновник известен не только тем, что заступился за поэта, когда тому грозила ссылка в Сибирь, предложив перевести его на службу в Бессарабию, но и проявил себя как разработчик проекта административного устройства края в составе Российской Империи. А до этого именно он, будучи чрезвычайным посланником и полномочным министром, содействовал разработке в нескольких кантонах Швейцарии новых конституций, гарантировавших демократические и либеральные права граждан, а также участвовал в установлении "вечного нейтралитета" Швейцарии. Вот вам и "русский след" в истории.
Неужели между нами бездна?
Мы еще долго беседовали о политике, плавно переключаясь на бытовые темы, социалку, экономику и снова политику.
Два с половиной часа пролетели быстро, как чайка над Комсомольским озером в Кишиневе.
Перрон. Остановка. Вокзал. Женева. Мы выходим из экспресса.
- Кстати, завтра у нас Эскалад. Праздник. Хотите увидеть настоящую "маленькую Швейцарию? "- предлагает мне попутчик…
На следующий день я увидела колонны средневековых рыцарей, дворян и простолюдинов в идентичной XVII-ому веку одежде и экипировке, но при этом самым впечатляющим были… их лица!! В движущемся шествии люди были словно ожившие картины средневековых мастеров. Бледные, благородные, но не надменные, слегка отрешенные, словно вневременные. Как сообщила местная жительница – в колонне "Эскаляд" (l’Escalade) участвуют женевцы, чьи семьи из поколения в поколения передают память и гордость победы 1602 года, когда женевцы отстояли город, отбив его от отрядов герцога Савойского.
А сегодня праздник "Эскаляд" для Женевы – один из самих радостных, торжественных и от себя добавлю – зрелищных.
В Швейцарии много этносов: швейцарские немцы, французы, итальянцы, ретороманцы. При этом вопроса о самоидентичности здесь нет. Пережив множество войн, революций, гражданских конфликтов, современное общество Швейцарии очень толерантно и граждане уважительно относится друг у другу. Также, нет проблем с родными языками – в Швейцарии три официальных и один национальный язык – ретороманский, на котором говорят менее 1% населения. Наиболее распространен немецкий язык, им пользуются более 60% населения страны. На французском говорят около 19% населения, на итальянском языке - примерно 7-8%. Местные жители свободно владеют двумя-тремя языками и никому и в голову не придет дискриминировать по лингвистическому или этническому признаку.
Без преувеличения - швейцарцы действительно свободный народ, который сам решает свою судьбу и устраивает свою жизнь. Благодаря политическому устройству - прямой демократии и очень развитой системе референдумов.
Граждане на плебисците решают – быть Швейцарии в Евросоюзе или нет, подписывать тот или иной документ во внешней политике, а также самые детальные и узкопрофильные законопроекты внутри страны. К примеру, отпиливать ли коровам рога или гуманнее строить более широкие стойла. Кстати, увидеть неподалеку от здания ООН в Женеве отару овец, пасущуюся на крутых лужайках – это вполне привычное для швейцарцев зрелище. Как объяснил мне местный друг- журналист – "на сложных городских участках овечки пасутся, ровняя траву, вместо газонокосилки"…
***
Между Швейцарией и Молдовой бездна - в уровне жизни людей, образовании, в понимании и уважении прав и достоинства друг друга. Однако одинаково кричат чайки на берегу Лиммата, впадающего в Цюрихское озеро, и нашего Комсомольского озера, одинаково склоняют ветки к воде платаны и ивы, одинаково близки могут быть люди, несмотря на менталитет и культуру.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Смотреть видео Послушать радио Прочитать другие новости