Кишинев люди город - Sputnik Молдова
Общество
Читайте главные новости о том, что происходит в общественной жизни Молдовы и мира.

Есть причины, по которым кабмин Санду не хочет повышения тарифов на проезд

© Sputnik / Miroslav RotariProtest transportatori, 09 octombrie 2019
Protest transportatori, 09 octombrie 2019  - Sputnik Молдова
Подписаться
Удорожание поездок на междугородних автобусных рейсах создаст зону комфорта для владельцев транспортных компаний, однако станет абсолютно неприемлемой мерой для граждан Молдовы, большинство из которых с трудом сводят концы с концами.

Владельцы транспортных компаний, осуществляющих перевозки по междугородним рейсам, выбрали неподходящий момент для проведения забастовок и акций протеста, требуя в ультимативной форме повышения тарифов на проезд. 

Сейчас страна находится на пороге местных выборов, в пяти одномандатных округах гражданам предстоит также выбрать депутатов парламента. Повышение тарифов в преддверии волеизъявления граждан станет крайне неприятной новостью для жителей страны, а если правительство Санду примет такое решение сейчас, оно будет воспринято в штыки обществом. 

Нынешние правители - не самоубийцы, чтобы настолько злить электорат накануне выборов. Но, вопреки желанию протестующих транспортников, тарифы на проезд вряд ли будут повышены и после 20 октября, так как за этими выборами могут последовать и досрочные парламентские.

Сегодня никто не может гарантировать, что коалиция между партией "Достоинство и правда" (платформа DA) и политформированием "Действие и солидарность" (PAS) продержится до завершения мандата нынешнего парламента, то есть - до 2023 года. Сценарий распада коалиции никто не отменял и в случае с ПСРМ и блоком ACUM, в который входят два выше упомянутых правых партии.

Автобусы - Sputnik Молдова
Общество
Транспортники не довольны тарифами на перевозки и объявили о протестах

Но даже если не рассматривать предвыборный характер проблемы, я все же не уверен, что власть имущие увеличат тарифы на проезд в междугороднем транспорте. Почему? Да потому что в отрасли пассажироперевозок есть целый ряд нарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, а часть доходов владельцев транспортных компаний и вовсе находится в теневом секторе. В такой ситуации очевидно, что повышение тарифов позволит перевозчикам чувствовать себя вольготно, но эта мера будет несправедливой по отношению к рядовым жителям страны, значительная часть которых находится у порога бедности. 

Я не являюсь сторонником правительства Майм Санду и, более того, не имею ничего против владельцев компаний, занимающихся пассажироперевозками. Наоборот, чем больше наших сограждан будут иметь свой развитый бизнес, а государство будет поддерживать его развитие, тем лучше.

Но, в случае с пассажирскими перевозками, ситуация является наиболее специфической. Об этом хорошо знают все те, кто пользуется услугами компаний-операторов в данном секторе. Как я сказал выше, в отрасли междугородних пассажирских перевозок существует проблема с теневыми доходами, которые не облагаются налогами. Однако это - с одной стороны. 

С другой - увеличение тарифов сильно ударит по и без того бедным людям, у которых нет личных автомобилей, ведь они добираются до нужного им населенного пункта на рейсовом автобусе или на маршрутке. 

Общественный транспорт - Sputnik Молдова
Общество
Забастовка в Молдове: на работу не выйдут более сотни единиц транспорта

Здесь я предлагаю подсчитать, пусть и приблизительно, каковы теневые доходы водители такого автобуса или маршрутки, которые получает шофер за рейс до определенного населенного пункта и обратно. Повторю: мы проведем этот расчет без претензий на профессиональный аудит в отрасли.

Предположим, что нам предстоит проделать путь в 140 километров по маршруту Кишинев - Чадыр-Лунга. В этом случае с самого начала следует отметить, что многие пассажиры не покупают билеты в кассах, а просто идут к двери автобуса с наличными деньгами и рассчитываются на месте. 

При этом, многие водители отвечают пассажирам, что им не обязательно покупать билеты в кассе, допуская наличный расчет "с глазу на глаз". После того, как перевозчик получает необходимую сумму, он отправляется в кассу, где покупает билеты не до конечной остановки, а до промежуточного населенного пункта, после чего остаток просто кладет себе в карман. 

Здесь следует привести пример: пассажир садится в Кишиневе и выходит в Чадыр-Лунге, а водитель автобуса покупает билет лишь, скажем, до Комрата, от которого до финального пункта назначения остается еще 40 километров. Подчеркну, что пример рассматривается лишь теоретически, без претензий к конкретным водителям.

Троллейбус - Sputnik Молдова
Общество
Несколько слов о наболевшем — что не так с общественным транспортом

Есть и другой аспект проблемы - многие пассажиры не садятся в маршрутки или рейсовые междугородние автобусы непосредственно на автовокзалах, предпочитая "голосовать" на дороге. Примеров тому - предостаточно.

Даже на выездах из Кишинева много таких точек, где водители подбирают случайных пассажиров, даже если салон автобуса забит под завязку. Шоферы предлагают таким "путешественникам" проделать путь на дощечке, которая устанавливается в проходе между сидениями, либо на табуретке, взимая плату, которая идет напрямую к ним в карман. Некоторых и вовсе перевозят на дальние расстояния стоя, здесь главное - согласие пассажира. Все эти транспортные ноу-хау происходят в разрез с правилами дорожного движения. 

Таким образом, проведя простой арифметический расчет и учитывая, что водитель подобрал по пути 5 или 10 случайных пассажиров, можно выяснить - за один рейс он получает "чистыми" от 300 до 600 леев, которые сразу же кладет себе в карман.

На автовокзале перед отправкой рейсового автобуса, конечно, проходят проверки. Контролеры заходят в салон транспортного средства, чтобы пересчитать пассажиров. Но и в этом случае у водителей есть верный способ "договориться" - они кладут в путевой лист, где указано число пассажиров, энную сумму так, что и проверяющий доволен, и шофер сыт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Будь в курсе всех событий в стране и мире: узнай первым, что происходит сейчаc>>>

Смотреть видео  Cлушать радио Перейти к другим новостям 

Узнать,что мы сообщаем в OK

Лента новостей
0