КИШИНЕВ, 29 июл – Sputnik. Сама возможность, как и факты политически мотивированных решений Конституционного суда, требуют внесения изменений в некоторые статьи Основного закона страны, а также уточнения полномочий и компетенций самой инстанции. Такое мнение высказали экс-председатель Конституционного суда РМ Виктор Пушкаш и экс-прокурор Павел Мидриган в ходе онлайн-конференции на тему: "Почему в Молдове хотят провести реформу Конституции". Мероприятие было организовано пресс-центром Sputnik Молдова.
Почему Конституцию приняли только в 1994 году?
Один из авторов Конституции Виктор Пушкаш рассказал, что созданная в 1990 году конституционная комиссия подготовила этот документ к началу 1993 года.
"Молдавская Конституция 1978 года позволяла односторонне заявить о выходе из состава СССР. Но мы этого не сделали по нескольким причинам. Прежде всего, нас связывала интегрированная экономическая структура бывшего Союза. Во-вторых, была надежда на новый союз суверенных государств по типу ЕС. Тогда мы еще не были готовы к созданию Конституции – только-только стали внедрять международное право.
Но, по словам спикера, были и другие серьезные факторы, тормозившие принятие Основного закона.
"В РМ были силы, которые явно не хотели, чтобы была принята Конституция. Они заявляли о временной поддержке суверенитета и независимости, с тем лишь, чтобы Молдова влилась в румынское государство", - отметил Пушкаш.
Принятие основного закона РМ
Конституция была принята 27 июля 1994 года подавляющим количеством голосов депутатов парламента – из 104 "за" проголосовало более 90 народных избранников.
"Наша Конституция не является копией какой-либо другой. Мы изучили конституции 62 государств мира, но был изучен, прежде всего, опыт Молдавского княжества, Уложения Василия Лупу, Конституция Константина Маврокордата и многие другие документы. Наша Конституция 1994 года была признана одной из лучших в Европе", - сказал Пушкаш.
Оценивая этот важный политический акт, Павел Мидриган, заявил, что Конституция РМ в того время соответствовала международному уровню и позволяла строить современное государство.
"Конечно, Конституция была компромиссом политических сил того времени. Если ее правильно, в интересах государства истолковывать, она может еще послужить. В целом это хорошая Конституция".
Пропасть судейского популизма
Спикеры онлайн конференции отметили, что с 2013 года КС принял большое количество весьма спорных решений, которые привели к кризису доверия к этому институту государственной власти со стороны многих специалистов и общественности.
На прошедшей 5 июня международной конференции отмечалось, что КС сорвался в пропасть юридического и судейского популизма.
По его словам, юристы внесли предложение о разработке механизма, который позволит в соответствии со статьей 7-й Конституции подвергнуть ревизии те решения, которые противоречат тексту Конституции.
Он также отметил, что были и другие подобного рода решения, например, в 2016 году в отношении изменения методов избрания президента.
По мнению эксперта Александра Муравского, напомнили участники конференции, в стране был осуществлен конституционный переворот. Судьи КС интерпретировали Конституцию таким образом, что, по сути дела, подменили конституционного законодателя и ввели в действие свою интерпретацию закона.
В свою очередь Павел Мидриган заявил, что "с 2013 года КС стал политически ангажированным".
"Мы, юристы, уже не понимаем, вроде бы, Конституция одна, но у КС свои интерпретации ее статей. Одно из самых противоречивых и даже вредных решений – от 5 декабря 2013 года относительно статьи 13. Один из факторов принятия такого решения – непрекращающийся процесс румынизации молдавского общества через подготовку кадров в Румынии, финансирование СМИ и так далее".
Специалист затронул также и проблему названия государственного языка.
"Сегодня все говорят – у нас румынский язык. Но, по Конституции, государственный язык в РМ по-прежнему – молдавский язык. Кстати, напомню, что еще в 2011 году был законопроект об изменении статьи 13 Конституции, но он не прошёл".
"С юридической точки зрения государственным языком в РМ является молдавский – так, как записано в Конституции. У Конституционного суда нет полномочий принимать юридические нормы, тем более, конституционные нормы. Это полномочия парламента, или решить этот вопрос может референдум, но никак не КС. Я согласен с точкой зрения, что решение КС от 5 декабря 2013 года – грубое нарушение Конституции РМ", - добавил Мидриган.
Эксперт также заявил, что, если и дальше КС будет идти по пути политической ангажированности, это приведет страну к юридическому хаосу и угрозам безопасности государства.
Что делать?
Виктор Пушкаш отметил, что участники прошедшей 5 июня международной конференции обратились к властям с предложением создать государственную комиссию, которая дала бы свою оценку полномочиям КС, некоторым его решениям, а также отношениям парламента и правительства, полномочиям президента и многим другим вопросам.
"Я насчитал порядка шестидесяти подобных вопросов, по которым специалисты должны дать свои рекомендации", - сказал экс глава КС РМ.
Он также подчеркнул, что ни одна ветвь власти не должна вмешиваться в деятельность другой и злоупотреблять своими полномочиями.
Полную запись онлайн конференции можно посмотреть по этой ссылке.
Будь в курсе всех новостей в Молдове и мире! Подпишись на наш канал в Telegram>>>