На эти и другие вопросы в интервью Sputnik Молдова ответил член-корреспондент Академии наук Молдовы, профессор, науковед Александр Дикусар.
- Александр Иванович, в чем был смысл создания в сравнительно небольшой Молдавской ССР полноценного и автономного научного центра — собственной Академии наук с развитой сетью научно-исследовательских учреждений? На чем основывался советский подход к созданию подобных учреждений в отдельных союзных республиках?
- Создание Академий наук союзных республик (и, соответственно, МССР) было обусловлено колоссальными успехами советской науки. Ученые Советского Союза продемонстрировали ее возможности, причем не только в военной области. СССР был вторым государством в мире, создавшим атомную бомбу и первым — водородную. А освоение космоса?
И создание Академии наук МССР в 1961 году произошло сразу после полета Юрия Гагарина.
То есть развитие науки в союзных республиках было вполне естественным, и именно в форме академий. Тем более, что, например, Академия наук Украины была создана еще в 1918 году при гетмане Скоропадском (по инициативе академика В. И. Вернадского) и показала свои возможности уже в советский период.
- Какие задачи советское правительство стремилось решить с помощью такой политики? Академия наук МССР с этими задачами справлялась?
- В Советском Союзе утверждали: "Наука является непосредственной производительной силой общества". Это был лозунг, но, по существу, абсолютно адекватный действительности. Более того, в настоящее время его можно подтвердить количественно. Академия наук МССР со своими задачами справлялась, о чем свидетельствовала динамика развития и промышленности, и аграрного сектора в республике. Более того, Академия наук оказывала заметное влияние на уровень высшего образования, через него – и на образование в целом. Нельзя исключать и ее влияния на уровень здравоохранения.
- Какие области науки в МССР считались приоритетными?
- Перед Академией, насколько я понимаю, руководящие органы не ставили задач выделения приоритетных областей науки.
В науке вообще, а в особенности в такой относительно небольшой республике, как Советская Молдавия, приоритетность определялась личностями, возглавлявшими определенные направления.
Такими личностями были академики А. В. Аблов в химии, братья В. А. и С. А. Москаленко в физике, Б. Р. Лазаренко в области технических наук, замечательная плеяда молдавских математиков во главе с академиком В. А. Андрунакиевичем.
Необходимо выделить и исследователей — аграриев, в особенности после прихода в Академию академика А. А. Жученко. Благодаря ему АН МССР стала видным центром развития сельскохозяйственной науки в СССР в тот период.
- Очевидно, что с момента обретения независимости стремительно беднеющая Молдова не могла себе позволить содержать столь развитую и ресурсоемкую сеть научных учреждений. Каким отраслям молдавской науки отдавалось предпочтение на ранних этапах становления независимой республики?
- После распада СССР Академия наук и вообще вся наука республики перешла в состояние "выживания". Возникли дискуссии, а нужна ли наука в такой небольшой и бедной стране, как Молдова (кстати, она стала стремительно беднеть после приобретения независимости), и если нужна, то какая?
Было очевидно, что нужна, но вот какая? Такой ответ был получен, но не сразу.
Именно такая наука нужна Молдове. Именно такая наука обеспечивает повышение уровня социально-экономического развития страны, уровень образования и здравоохранения. А вот какие ее области при этом станут приоритетными, зависит от тех исследователей, которые эти области развивают.
Здесь следует особо подчеркнуть, что в этот период шло катастрофическое снижение финансирования науки. К концу XX века оно снизилось до 0,17% от ВВП.
Для сравнения необходимо напомнить, что в настоящее время в ЕС, например, это около 3% от ВВП, а в России – 1,2%. И это относительные величины. А что с абсолютным финансированием?
- Можно ли сказать, что постепенное затухание научной активности усугубило экономические и социальные проблемы в стране?
- Безусловно. В настоящее время уже показано количественно, что уровень социально-экономического развития общества и уровень его научного развития представляют собой нелинейную зависимость, так называемую "положительную обратную связь". То есть уровень научного развития определяет уровень социально-экономической жизни общества, но и наоборот, высокий уровень социально-экономического развития общества определяет уровень развития науки.
Таким образом, снижая уровень финансирования науки (не важно, по каким причинам вы это делаете), вы снижаете уровень социально-экономического развития общества, то есть уровень того, "как мы живем". И если это делают люди, ответственные за принятие решений в обществе, то совершенно очевидно, что они "не ведают, что творят".
Иногда возражают, что Молдова — бедная страна и на науку просто не хватает средств. Простите, но если власти допускают "кражу миллиарда" и, как сейчас достоверно известно, не только допускают, но сами в этом участвуют, то о какой нехватке средств можно говорить?
- Если бы эволюционирование молдавской науки за весь период независимости страны можно было бы разделить на этапы, какими бы они были? Какие поворотные точки для науки в истории независимой Молдовы вы могли бы назвать?
- Мне известен только один такой поворотный пункт. Принятие парламентом Молдовы в 2004 году "Кодекса о науке и инновациях". Согласно этому документу "Академия наук Молдовы — единственное публичное учреждение общенационального значения в области науки и инноваций, полномочный координатор научной и инновационной деятельности, высший научный консультант публичных властей Республики Молдова".
Но даже не это было определяющим в Кодексе. В нем была зафиксирована норма: достижение к 2007 году уровня финансирования науки в 1% от ВВП. И движение в этом направлении действительно имело место.
Максимальный уровень финансирования был достигнут в 2009 году — 0,7 % от ВВП. Что произошло в 2009 году, всем известно. Именно с тех пор уровень финансирования постоянно снижался и достиг к настоящему времени около 0,3 % от ВВП.
А тот период запомнился: появилось новое оборудование, увеличился приток молодежи. Более того, этот факт нашел отражение в международной научной жизни. В частности, конференция ЮНЕСКО 2007 года определила АНМ в качестве "четвертого типа академий", который был назван "Стратегическим партнером правительства". В резолюции этой конференции указывалось также, что такой тип оптимален для такой страны, как Молдова.
С тех пор, а прошло уже более 10 лет, ни одна парламентская политическая партия не ставила вопроса о возвращении к норме в 1% от ВВП. Исключение составляет одна молодая левая партия, которая в своей программе написала о необходимости такого показателя.
- В 2017-2019 годах в Молдове была проведена одна из самых масштабных реформ Академии наук и всей сети научно-исследовательских учреждений. В первую очередь она касается способов финансирования научных учреждений. Научное сообщество поначалу восприняло реформу в штыки. Какова ситуация сейчас? Научные институты смогли адаптироваться к новым требованиям?
- Я не могу назвать эту реформу масштабной. Потому что она не решила основной проблемы науки Молдовы — уровня финансирования. А практика показывает, кому будут подчиняться институты — Академии или министерству, вопрос вторичный. Прекрасно развивается наука Китая, где институты подчиняются Академии. Не менее успешно развивается наука в Европе, США, Японии, где институты не входят в состав Академии.
Основная проблема науки Молдовы — это уровень финансирования. Причем тот уровень, который имеет место в настоящее время, грозит вообще разрушением науки.
Поскольку наука Молдовы катастрофически "стареет". Разрушаются научные школы. Молодежь покидает страну, а старшее поколение, сохранившее науку в Молдове и обеспечивающее в настоящее время определенный уровень ее международного признания, "не может быть вечным". Этим я вовсе не утверждаю, что необходимо возвращение институтов в Академию, просто хочу подчеркнуть, что определяет дальнейшее развитие науки, а следовательно, и уровень того, "как мы живем".
- Очевидно, в то время проводя реформу, власти республики стремились, как сейчас модно говорить, оптимизировать расходы на науку. Учитывая современные экономические реалии Молдовы, каким образом, по-вашему, должны финансироваться научные учреждения для того, чтобы они могли работать с максимальной отдачей? Могут ли молдавские ученые заинтересовать частный, в том числе иностранный, капитал? Известны ли вам такие примеры?
- Я уже подробно говорил об этом в ответах на предыдущие вопросы. Но хочу особо подчеркнуть, что то, что сейчас происходит — это процесс, причем процесс, имеющий не только негативный эффект в настоящем, но и крайне негативные последствия в будущем.
Но если говорить о возможных положительных последствиях, то даже если предположить, что завтра наука в Молдове начнет финансироваться в объеме 3% от ВВП, это не даст необходимого эффекта, потому что просто некому будет работать.
Что касается привлечения иностранного капитала, да, такие случаи имеются, но они не носят характер сколько-нибудь значимого явления. Существенно важнее участие исследователей Молдовы в международных проектах, таких, например, как H2020 и других. Это, по существу, привлечение европейского финансирования науки в Молдову.
- И напоследок. При каких условиях наука в состоянии оказывать положительный эффект на социально-экономические показатели страны? В чем может выражаться этот положительный эффект? Возможно ли это в Молдове?
- При любых условиях! Более того, я готов утверждать, что и в настоящих условиях в Молдове наблюдается взаимное влияние уровня развития науки и социально-экономического развития.
И если сопоставить, например, мировые рейтинги конкурентоспособности Молдовы и уровня ее научного развития, определяемый так называемым коэффициентом научного развития (отношение доли вклада в мировой информационный процесс (науку) к доле населения страны в населении Земли, аналог ВВП на душу населения, только в сфере науки), то окажется, что они близки.
Просто этот уровень является очень низким для Европы. А причина в том, что Молдова занимает одно из последних, если не последнее место в Европе по доле от ВВП, выделяемого на научные исследования и разработки.
Будь в курсе всех новостей в Молдове и мире! Подпишись на наш канал в Telegram>>>