Общество

Кто мы, молдаване, для нашей страны – история в день святого Николая

Наши соотечественники не могут реализоваться на родине, уезжают за рубеж, там достигают небывалых карьерных высот и понимают, что никогда не вернутся домой: почему так происходит - рассуждает колумнист Sputnik Молдова.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Утром в день святого Николая я опаздывала на работу, поэтому вместо поездки на общественном транспорте вызвала такси. Как раз в час пик, когда тысячи кишиневцев пытаются вовремя добраться в свои офисы. Было туманно, зябко, с улицы в окно завывал пронизывающий ветер. Хотелось поскорее попасть на работу! После долгих, монотонных ответов операторов о том, что "нет свободных машин", наконец на телефон пришло сообщение - такси приедет через три минуты. 

Безвизовый режим для Молдовы под угрозой: ЕС выдвигает новые требования

В тот момент невольно подумалось, что мне благоволит сам святой Николай – в обозначенное время старенький красный автомобиль ждал у подъезда.

Стоит отдельно сказать, что день святого Николая - религиозный праздник, который особо почитается в Молдове: в церквях проводят службы, верующие приходят помолиться, попросить у Бога мудрого совета. Кстати, традиция дарить подарки на Новый год связана с днем святого Николая. Детям говорили, что он ночью приходит в дома, и если ребенок хорошо себя вел, оставляет для него подарки.

И водитель прежде чем, спросить о месте назначения, поинтересовался, знаю ли я, какой нынче день, а потом поздравил.

– А я не знал, поэтому вышел на работу, как обычно. Тут мне звонит родственница из Испании, поздравляет с днем святого Николая, а меня Николаем зовут. Представляете? Как я мог забыть о дне святого Николая?! - признался водитель такси, седовласый мужчина лет шестидесяти.

"Было трудно"

Я не думала о чем-либо его расспрашивать, но таксист сам принялся рассказывать о своей жизни. Дети его живут и трудятся за границей, причем они не строители, не работают в сфере обслуживания, не торгуют. Занимаются интеллектуальным трудом.  

– Сам я инженер по специальности, у детей моих тоже высшее образование. Один сын - дипломированный юрист, другой – экономист. Оба теперь в Москве, старший уже построил дом, работает в транспортно-логистической компании, уважаемый человек. Младший трудится в офисе. Я рад за него очень. Они уже давно живут вдали от дома, им было очень сложно, но они выстояли. И с их женами я в прекрасных отношениях, - рассказывал Николай.

Его двое сыновей вошли в многочисленную армию трудовых мигрантов, которые уехали из страны в поисках лучшей жизни. И реализовались за рубежом. По неофициальным данным, Молдову покинули более 500 тысяч граждан, и с каждым годом эта цифра продолжает увеличиваться. 

Кристофор: наше дело – помогать молдавской молодежи адаптироваться в России

Не без гордости в голосе таксист отметил, что сыновья часто звонят ему, помогают материально. Как шутит одна из его невесток, дают деньги на мороженое.

– Господи, сколько мороженого можно съесть за 100 евро, - улыбается водитель такси, - думаю, что они не очень хорошо понимают, что для нас в Молдове это большие деньги.

Последнее десятилетие экономика нашей страны держится на плаву, благодаря трудовым мигрантам, которые не забывают о своих семьях, присылают деньги из-за рубежа, чтобы поддержать финансово. С января по октябрь этого года граждане Молдовы переслали домой один миллиард 67 миллионов долларов, что превышает показатели 2017-го примерно на восемь процентов.

Вдруг у Николая зазвонил телефон.

– Вот, как раз невестка мне и звонит, - сообщил мужчина и нажал кнопку приема вызова. В трубке был слышен приветливый женский голос: "Здравствуйте, папа! Поздравляю! Что делаете? Работаете? Как так?! Сегодня же святой Николай!".

Оказалось, мой собеседник приготовил сыновьям с невестками большую посылку с черносливом и вином.

Хватит гастарбайтерствовать: репатриация по-молдавски – вопреки всему

"Спасибо, папа! Привет маме! Бросайте работу на сегодня – праздник же!", - ответили ему по телефону.

Увидеть мир

Международная беседа приятно взволновала Николая.

– Мои дети – очень заботливые и внимательные, приезжают домой часто, как только выпадает такая возможность. Приедут и на праздники, - продолжил он.

Новый Год и Рождество, а также Пасху принято у молдавских гастарбайтеров отмечать дома - за большим столом, рядом с родными и близкими. Каждый год именно в эти праздничные дни пограничная служба фиксирует увеличение количества переходов госграницы в несколько раз.  Связано это с тем, что где бы ни был трудовой мигрант, его обязательно тянет домой. 

Об этом рассказал и Николай. Остановился на светофоре, вдохнул полной грудью и сообщил:

– Представляете, в одном подмосковном ресторане соберутся молдаване из Великобритании, Франции, Испании, Молдовы и отпразднуют Новый год и кумэтрию моего внука. А затем мои дети приедут к нам домой на несколько дней, чтобы отпраздновать Рождество.

Съехав с дороги и припарковавшись, таксист продолжил:

Соотечественники, работающие в России, хотят стабильности в Молдове

– После того, как они вернутся в Москву, старший сын планирует отправиться с детьми в Финляндию на лыжный курорт. Он хочет показать детям как можно больше интересных мест, тем более, что Финляндия – родина Деда Мороза.

Мысли о возвращении

– А ваши родные хотят вернуться в Молдову? – спросила я его.

– В России мои дети – уважаемые люди, внуки всегда заняты чем-то полезным – учат иностранные языки, ходят на спорт. Вот, например, старший внук – чемпион по тэквондо, - грустно ответил Николай, давая понять, что на родину они возвращаться даже не думают. Им тут нечем заниматься.

Сегодня тысячи наших соотечественников не нужны родине, они вынуждены пробиваться по карьерной лестнице на чужбине.

Я не спросила таксиста Николая, какая у него фамилия или о том, как зовут его родных, о ком он так замечательно отзывался. Детали здесь не особо нужны – ведь таких историй в нашей стране великое множество. Число молдаван, уезжающих за рубеж, с каждым годом лишь увеличивается. Такими темпами печальный анекдот о том, что последний покидающий Молдову должен будет выключить свет в аэропорту, может превратиться в пугающую реальность. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.