КИШИНЕВ, 6 янв – Sputnik. Первые дни наступившего года отмечены протестами работников железной дороги в районах республики. Это стало продолжением еще декабрьских публичных акций сотрудников предприятия в Окнице, Бессарабке, Унгенах, уже к тому моменту не получавших честно заработанных денег.
При этом эпидемия коронавируса, "урезавшая" пассажиро- и грузопоток ЖДМ в 2020-м, стала лишь последним и даже не самым сильным ударом по государственному предприятию.
По либеральному алгоритму
По пресловутому "алгоритму" молдавский Минтранс был отдан на откуп (кто-то и вовсе скажет "на прокорм") Либеральной партии под предводительством Михая Гимпу. Об этом говорит экономист Михаил Пойсик.
"Либералы незамедлительно принялись буквально урывать и рвать, где только придется, все и вся. И возглавил эту вакханалию Анатол Шалару, "смотрящий" в качестве министра транспорта", – вспоминает экономист Михаил Пойсик.
Только за первые шесть лет – с 2009 по 2015 год – объемы грузовых и пассажирских перевозок "Железной дороги Молдовы" упали почти втрое. Нехитрые мошеннические схемы руководства тех лет отражены в некоторых отчетах Счетной палаты РМ.
Так, согласно одному из них, к 2013 году железная дорога регулярно оптом закупала дизельное топливо у одной и той же фирмы, чимишлийской Parstar Oil, по ценам, значительно превышавшим розничную стоимость солярки на кишиневских заправочных станциях. Переплата оценивалась в миллионы.
"Когда схема выплыла наружу, ЖДМ тут же сменила поставщика – на некую Get Premium, внезапно появившуюся на молдавском рынке в том же 2013 году. А в списке совладельцев и этой нефтебазы, как и прежде, торчали все те же уши подельников Михая Гимпу", – говорит Пойсик.
Была еще довольно туманная тема с кредитом от Европейского банка реконструкции и развития. Некая Международная компания Kocks разработала для Молдовы целую Стратегию развития транспорта и логистики до 2022 года. Именно под нее ЕБРР выделял "Железной дороге Молдовы" кредит в 55 миллионов евро. Куда реально ушли эти деньги – неизвестно ныне даже экспертам-экономистам (но, видимо, туда же, куда и распилы от чимишлийской солярки и "европейских" вагонов).
Выйдут ли железнодорожники "за флажки"
Так были ли шансы у "Железной дороги Молдовы" после десятка лет такого, мягко говоря, экстравагантного управления хоть сколько-нибудь достойно пережить пандемию коронавируса? Ни единого. COVID-19 для ЖДМ, по образному определению все того же Михаила Пойсика, – это удар ногой в голову боксеру, который уже и так шатался из стороны в сторону на ринге в глубоком нокдауне.
"Люди тащат 300-килограмовые шпалы на голодный желудок. Вы себе это представляете? Что они могут ответить детям, которые спрашивают, что они будут сегодня кушать? А как быть тем семьям, где и муж, и жена работают на железной дороге?"
"Все, кто здесь стоят, просят выплатить им зарплату, которую они уже заработали. Людям нечем платить за свет, газ, детские сады, кредиты. У кого-то денег нет и на еду".
Это цитаты из душераздирающих заявлений рядовых молдавских железнодорожников, прозвучавших в последние дни.
Объективно не позавидуешь и временно исполняющему обязанности директора "Железной дороги Молдовы" Адриану Ончану, которому ситуация, в сущности, досталась "по наследству". Однако никакого осмысленного плана по выводу из кризиса госпредприятия у него нет.
"Мной направлены письма о текущем положении ГП "Железная дорога Молдовы" в правительство и парламент Республики Молдовы. Сегодня без финансовой поддержки государства предприятие не выживет", – заявил Sputnik Moldova врио директора ЖДМ.
К сожалению, государство, где только что ушло в отставку правительство и в ближайшей перспективе маячат досрочные парламентские выборы, никаких денег для работников крупного хозрасчетного предприятия предложить не может.
Впрочем, сейчас куда более актуальным, по-видимому, следует считать другой вопрос: могут ли случаи публичного недовольства голодных железнодорожников перерасти в серьезные протестные акции? В конце концов, оснований для этого у них как минимум не меньше, нежели у фермеров, месяц подряд надоедавших кишиневцам клаксонами своих тракторов.
И тут есть нюанс. Железнодорожная отрасль всегда была в некотором роде "государством в государстве", автономной структурой со специфическими производственными правилами и даже человеческими традициями. И тем, что когда-то именовалось трудовыми династиями, – в штате ЖДМ и по сей день немало железнодорожников, являющихся таковыми во втором, а то и в третьем поколении. Таким работникам сложнее "выходить за флажки", они склонны до последнего хранить верность своей отрасли. Железнодорожники – очень терпеливые люди.
Но, разумеется, ничье терпенье не бесконечно.
Будь в курсе всехновостейв Молдове и мире! Подпишись на наш канал вTelegram>>>