КИШИНЕВ, 2 апр – Sputnik. В Молдове начали действовать новые, установленные Национальной комиссией по чрезвычайным ситуациям ограничения, призванные обуздать очередной всплеск эпидемии коронавируса в республике. Среди вводимых мер – например, еще ни разу не применявшийся с момента начала пандемии в стране комендантский час в двух крупнейших городах Молдовы, который вступит в силу третьего апреля.
При этом подавляющее большинство экспертов, прокомментировавших ситуацию для Sputnik Молдова за последние сутки, дружно применяют к вводимым антиковидным мерам один и тот же эпитет: "недостаточные".
Впрочем, по мнению, скажем, специалиста в области общественного здоровья Аллы Токарчук, в условиях складывающейся ныне в республике эпидемиологической ситуации, в принципе, любые меры будут к месту – "если, разумеется, следовать им скрупулезно". Альтернатива вводимым ограничениям, считает она, – неспособность молдавских больниц принимать новых пациентов, и люди, умирающие от ковида по домам.
Политический аналитик Корнелиу Чуря ожидает от режима чрезвычайного положения в первую очередь психологического эффекта, возможности заставить население Молдовы в свете ширящейся эпидемии коронавируса стать более дисциплинированным, осознав свою ответственность и за собственное здоровье, и за здоровье окружающих.
Однако в этом вопросе с коллегой готов заочно подискутировать политический аналитик Валентин Крылов:
"К сожалению, мы очень далеки, скажем, от китайской модели общественного устройства. Население Молдовы не понимает и не хочет понимать, что такое дисциплина. И в этом ему подает яркий пример молдавский политический класс – демонстративно пренебрежительным отношением к Конституции, законодательству, вот этим своим "как захотим, так и будет". Правовой нигилизм политиков не может не влиять на настроения населения..."
Крылов убежден, что введение чрезвычайного положения в стране "просилось давно и объективно, и с этим, скорее, опоздали".
"Но одновременно, если проанализировать те меры, которые приняли вчера, их никак нельзя назвать достаточными. Так, с моей точки зрения, необходимо было резко ограничить, и в первую очередь в столице, работу общественного транспорта, в котором изначально очень трудно обеспечить меры защиты.
Вообще, следовало, предварительно изыскав средства для поддержки экономических агентов и населения, хотя бы на две-три недели ввести настоящий локдаун, с резким ограничением экономической активности в стране", – считает политолог.
С его точки зрения, чисто политическая составляющая если и присутствуют в последних решениях Нацкомиссии и парламента, то весьма незначительно. Вот только вывод все равно получается крайне неутешительным.
"Ситуация с эпидемией коронавируса, увы, убедительно свидетельствует: Молдова давно превратилась в гетто нищеты и отсталости. Нищеты не только материальной, но нравственной и моральной", – говорит Крылов.
Совершенно особый взгляд на пандемию и провалы в борьбе с коронавирусом в Молдове сложился у известного хирурга, врача одного из столичных ковид-центров Александра Данча:
"С самого начала от принятия решений по вопросам борьбы с коронавирусом были отстранены специалисты, их мнения попросту никто не спрашивал. И по сей день "борьбой с пандемией" занимаются политики, и главным образом – в своих узкопартийных интересах.
Еще один фактор неэффективности борьбы с коронавирусом в Молдове – отчетливая коррупционная и коммерческая составляющая. Ничем не обоснованное подорожание масок, препаратов, лекарства-пустышки – все это действительно говорит о катастрофе. Катастрофе с мозгами и совестью".
Озвученное первого апреля ужесточение антиковидных мер, введение в стране чрезвычайного положения, вызывает у Александра Васильевича Данча едва ли не саркастическую усмешку.
"Дело даже не в том, что эти меры недостаточны, но они изначально не могут быть эффективными. Чрезвычайное положение? Локдаун? Послушайте, локдаун может быть либо абсолютным (а сделать его таковым в нынешних условиях нет никакой возможности), либо никаким", - утверждает Данч.
Максимально жесткие ограничения, по мнению врача, эффективны там, где есть локальная вспышка вируса. Вообще-то, это называется "карантин", и придумали его в 15-м веке итальянцы. Когда к Флоренции подплывал корабль с зараженным пассажирами на борту, их на 40 дней запирали на двух островах.
Те, кто выживал, приплывали в гавань незаразными.
"А теперь попробуйте приложить эту модель к тому, что происходит в Молдове сейчас. Кого и как вы хотите изолировать?" – задает вопрос хирург Данч.
Нет, по его мнению, других способов борьбы с эпидемией, кроме как правильно информировать и лечить население, полностью обеспечив при этом лекарствами первой необходимости все без исключения лечебные учреждения страны.
Будь в курсе всехновостейв Молдове и мире! Подпишись на наш канал вTelegram>>>