Закон, предусматривающий запрет георгиевской ленты в Молдове, вступил в силу

Закон, который среди прочего предусматривает запрет георгиевской ленты в Молдове, опубликован в "Официальном мониторе" страны.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
КИШИНЕВ, 20 апр – Sputnik. Закон, который среди прочего предусматривает запрет георгиевской ленты в Молдове, вступил в силу. Он опубликован в свежем номере "Официального монитора" в среду, 20 апреля.
Текст из Официально монитора, в котором опубликован утвержденный президентом закон, который предусматривает запрет Георгиевской ленты
Президент Молдовы Майя Санду 19 апреля заявила о том, что утвердила закон, запрещающий символы, "продвигающие военную агрессию". Речь идет о поправках в Кодекс о правонарушениях, которые среди прочего предусматривают запрет георгиевской ленты и использование символов Z и V.
Она отметила, что запрещать празднование 9 Мая в Молдове власти не намерены. Однако те, кто будет при этом использовать запрещенные символы, будут наказаны по закону.
Так выглядит указ президента, который опубликован на официальном сайте главы государства.
Указ президента Молдова об утверждении Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты
Поправки, которые среди прочего предусматривают запрет георгиевской ленты, утвердили 14 апреля голосами 53 депутатов парламентского большинства. Оппозиция раскритиковала это решение.
Помимо запрета георгиевской ленты в Молдове запрещено и использование символов Z и V.

Что говорит закон?

Так, в статью Закона о противодействии экстремистской деятельности внесены следующие изменения:
в пункте b) понятия "экстремистская деятельность" первый абзац изложить в следующей редакции:
"b) выставление, изготовление, распространение, а также владение с целью публичного распространения:
фашистской атрибутикой или символикой;
национал-социалистической (нацистской) атрибутикой или символикой;
атрибутикой или символикой экстремистской организации;
общеизвестной атрибутикой или символикой, используемой в контексте актов военной агрессии, военных преступлений против человечества, а также пропаганды либо прославления этих действий;
атрибутикой или символикой, созданной путем стилизации фашистской, национал-социалистической (нацистской) атрибутики или символики, атрибутики или символики экстремистской организации либо общеизвестной атрибутики или символики, используемой в контексте актов военной агрессии, военных преступлений против человечества, а также пропаганды либо прославления этих действий и атрибутикой либо символикой, сходными с ними до степени смешения".
Второй абзац изложить в следующей редакции:
"Не считаются выставлением, изготовлением, распространением или владением с целью публичного распространения фашистской, национал-социалистической (нацистской) атрибутикой или символикой, атрибутикой или символикой экстремистской организации, а также общеизвестной атрибутикой или символикой, используемой в контексте актов военной агрессии, военных преступлений против человечества, а также пропаганды либо прославления таковых в учебниках / книгах или на другом носителе научного / образовательного характера, их экспонирование на выставках научно-образовательного характера, а также их изготовление, владение ими или использование в театральных представлениях, кинофильмах либо в рамках мероприятий по исторической реконструкции, когда участники выполняют определенную программу согласно заранее установленному плану для воссоздания различных аспектов определенного исторического события или периода".
Дополнить пункт абзацем следующего содержания:
"Под общеизвестной атрибутикой или символикой, используемой в контексте актов военной агрессии, военных преступлений либо преступлений против человечества, а также пропаганды или прославления этих действий, понимаются флаги, цветные / уведомляющие полосы и ленты (двухцветная черно-оранжевая полоса), эмблемы (графические элементы, буквы либо цифры и их сочетания), значки, форменная одежда, лозунги, приветствия, а также любые другие подобные знаки, используемые участниками актов военной агрессии, военных преступлений или преступлений против человечества, а равно лицами, которые будучи участниками участниками таких действий, способствуют распространению в информационном пространстве и пропаганде в обществе идей подстрекательства, оправдания, прославления или освобождения от ответственности за акты военной агрессии, военные преступления или преступления против человечества. Общеизвестный характер такой атрибутики и символики сохраняется только в случае, когда такие атрибутика и символика, а также присущие им коннотации объективно получили широкую известность в обществе на международном и местном уровне. Не являются общеизвестной атрибутикой или символикой, используемой в контексте актов военной агрессии, военных преступлений либо преступлений против человечества, а также пропаганды или прославления этих действий, полосы и ленты, являющиеся составными частями знаков, медалей и орденов, врученных лицам за участие во Второй мировой войне".
Главу XIX Кодекса о правонарушениях дополнили двумя статьями 365 (4) "Нарушение законодательства в области антитеррористической защиты" и 365 (5) "Нарушение прав граждан, выражающее в распространении общеизвестной символики, используемой в контексте актов военной агрессии, военных преступлений либо преступлений против человечества, а также пропаганды или прославления этих действий".
Текст из Закона, который предусматривает запрет Георгиевской ленты в Молдове

Критика положений закона

Молдавская оппозиция осудила запрет георгиевской ленты в Молдове и считает, что принятие поправок незаконно с юридической точки зрения.
"В ситуации, когда проект был принят в первом чтении 24 марта 2022 года, поправки могли быть зарегистрированы до 4 апреля 2022 года. Поправка, которую предложили Карп, Нантой и Друцэ в отношении георгиевской ленточки, была зарегистрирована 7 апреля, что грубым образом нарушает закон о принятии регламента парламента, и с юридической точки зрения является незаконной", – заявила депутат от Блока коммунистов и социалистов Диана Караман.
Молдавские социалисты категорически осудили принятие парламентским большинством в финальном чтении закона о запрете георгиевской ленты.
"Считаем это одним из самых позорных шагов нынешней власти, олицетворяемой партией PAS", – сказано в сообщении, опубликованном на официальном сайте Партии социалистов Республики Молдова.
В ПСРМ отметили, что не признают данный закон в качестве легитимного. "Мы будем оспаривать принятие этого закона во всех молдавских и международных судебных инстанциях и препятствовать его реализации всеми правовыми способами", – сказано в заявлении.
Посольство России в Молдове считает практику запретов символов Победы "препятствием для движения к миру и дружбе".
В дипломатическом представительстве в очередной раз напомнили, что георгиевская лента хранит в себе память о миллионах людей, погибших в борьбе против фашизма и нацизма в Европе. "Попытка сегодня создать новую придуманную реальность тех событий, основанную на идеологической атаке норм морали, лишает наши народы права на достоверную историческую память, затрудняет движение к миру и дружбе", – отмечается в заявлении.
В посольстве России убеждены, что утверждение в общественном сознании значимости духовной культуры актуально вне времени и пространства.