Русско-молдавские связи в правление Петра I поднялись на небывало высокий до тех пор уровень. Это хорошо прослеживается в творчестве классиков молдавской и румынской литературы: Константина Негруцци, Александра Хыждеу, Алеку Руссо, Михая Эминеску, Константина Стамати. Во вступительном слове к курсу Национальной истории Михаил Когылничану писал: "Настает начало XVIII века и Молдавия видит самую величественную из всех фигуру Петра Великого".
И даже в фольклоре молдавского народа запечатлелось большое почтение к личности этого российского царя. Для молдаван Петр – исторический герой огромной силы, бросивший вызов жестоким угнетателям Молдавии: Османской Порте и Крымскому ханству.
Интерес царя Петра Алексеевича к Молдавии определялся тем, что это была самая близкая к России страна, прибывавшая под османским владычеством. От турецко-татарского ига в России искали убежище многие молдаване, из которых царь-реформатор даже формировал отдельные воинские подразделения.
Молдавские чиновники и общественные деятели часто выполняли роль посредников для подданных султанов, желавших установить контакты с Россией. К примеру, крымский хан Девлет-Гирей II избрал для этого бывшего валашского ротмистра и выходца из Молдовы Александра Давыденко. Именно этот человек, ставший доверенным лицом Девлет-Гирея, привез в Петербург в 1712 году послание: хан и крымские мурзы просят от царя "тайной отповеди… хотят ли его принять к стороне царского величества или нет".
Вполне логично, что носитель столь важной информации был принят лично российским царем. Тем более что Давыденко изложил от имени хана план пленения шведского короля Карла XII и казаков – мазепинцев, укрывшихся под стенами османской крепости Бендеры.
Для России это сосредоточение поверженных под Полтавой сил было сильным раздражителем. Из-под Бендер организовывались военные вылазки в неспокойную Украину. Отсюда гетманское правительство "в изгнании" пыталось влиять на политическую ситуацию в Малороссии и даже плело международные интриги против Петербурга.
Молдавское государство также было заинтересовано в удалении данного политического центра от своих границ. Ведь содержание шведского короля и его многочисленного окружения возлагалось османами на молдавского господаря и было довольно обременительным. Господарю Михаю Раковицэ стоило большого труда, чтобы не допустить переезда Карла XII и его разноплеменного воинства в столицу княжества – Яссы.
Существовала реальная угроза отторжения и так усеченных молдавских владений к востоку от Прута в пользу иммигрантских формирований. К примеру, на сопредельных с Польшей территориях княжества пытался обосноваться союзник Карла XII, польский магнат Иосиф Потоцкий. Сменивший Раковицэ господарь Николай Маврокордат вынужден был силой выселить "гостей султана".
Пришедшие вслед за украинским гетманом Иваном Мазепой казаки концентрировались в созданном под Бендерами селении Карлополис. По состоянию на 1710 год в нем проживали около 10 тысяч человек.
Не стоит забывать, что в тот же период лишь в нескольких десятках километров к северу от Бендер в нынешних Старых Дубоссарах (Криулянский район) располагался административный центр Ханской Украины. Эта провинция находилась под властью крымского хана и имела смешанное казачье-молдавское население. В случае укоренения под Бендерами бежавшего туда гетманского правительства Мазепы становилось вполне вероятной передача под его власть Ханской Украины.
Петр I весьма болезненно отнесся к бегству своего бывшего сподвижника – Мазепы. В России для беглеца, как известно, изготовили "орден Иуды" (пять килограммов весом), который самодержец намеревался заставить постоянно носить Мазепу в случае поимки того. В 1708 году русская православная церковь придала бежавшего гетмана анафеме – церковному проклятию. Оно является актуальным и по сей день (в том числе для молдавской церкви как части РПЦ).
Во время своего президентства Виктор Ющенко потребовал от РПЦ отменить анафему, однако церковь ответила, что проклятие на Мазепу было наложено не за его политическую позицию, а за нарушение присяги, данной на Евангелии.
На Левобережье Днестра Мазепу и других обитателей Карлополиса постоянно караулил российский военный отряд под командованием Кропотова. Сведения ему поступали в том числе от молдавских властей, недовольных "засидевшимися гостями".
Вскоре после прибытия на правый берег Днестра 31 июля 1709 года Мазепа узнал, что за его голову русский царь назначил очень крупное вознаграждение и ведет переговоры с Османской Портой о выдаче изменника.
Гетмана постиг удар, он стал безучастен к происходящему вокруг, подолгу молчал. Затем Мазепа впал в беспамятство, и когда в его дом на территории села Варница пришел проститься шведский король, то гетман не узнал и его. Скончался он так и не придя в сознание.
Во время смерти Мазепы (2 октября 1709 года) разразился страшный ливень. Суеверные казаки крестились, уверенные, что дьявол явился за душой грешника.
Сразу после похорон развернулась тяжба за обладание наследством Мазепы, главной частью которого являлись два бочонка с драгоценностями. В итоге овладел ими Карл XII, формально взяв богатства в долг у преемника Мазепы, но так и не рассчитавшись.
Захоронен бывший гетман в городе Галац на территории Молдавского княжества. Однако в Варнице и по сегодняшний день бытует поверье, что Мазепа погребен в этом селе.
По сведениям молдавского летописца и государственного деятеля Николая Костина, уже в 1711 году склеп Мазепы в храме монастыря святого Георгия подвергся осквернению. Занявшие Галац турки "откопали тело Мазепы, надеясь найти в его могиле большие богатства и, как говорят, выкинули его на берег Дуная".
Вышеупомянутый историк Когылничану, в XIX веке специально занимавшийся судьбой могилы Мазепы, сообщал, что останки гетмана находились в склепе монастырской церкви до 30-х годов XIX столетия.
Изначально этот склеп располагался на самой середине древней церкви генуэзской постройки. Он был сложен из кирпичей, над ним в полу церкви лежала надгробная плита с надписью и гербом Мазепы – одноглавым орлом.
Вскоре после осквернения турками гробницу восстановили соратники Мазепы. Надгробная плита, хотя и разбитая, была собрана и находилась посреди церкви. Правда, за столетие надгробная надпись истерлась от хождения по ней.
В 1835 году в склеп Мазепы захоронили боярина Димитрия Дерекчи-башу, останки же гетмана отодвинули в сторону, но оставили в склепе.
Несколько лет спустя правительство Молдавского княжества издало указ, воспрещавший хоронить мертвых внутри церковных зданий. Тогда родственники Дерекчи-баши открыли гробницу, вынули останки обоих покоившихся там и перенесли их в новую могилу, приготовленную вне церкви.
Старое надгробие тогда же было передано в исторический музей. Резчик, делавший новое надгробие, слишком творчески отнесся к своему делу и изобразил вместо герба Мазепы двуглавого австрийского орла.
После провозглашения независимости Украины в Киеве неоднократно поднимался вопрос о розыске и перезахоронении останков Ивана Мазепы на родине.
В 2017-ом экс-президент Виктор Ющенко даже специально посещал для обсуждения этого проекта Галац. Однако данная инициатива не была реализована по объективным обстоятельствам: в 1962 году храм св. Георгия и все сооружения вокруг него были разрушены, а на его месте построили многоквартирный жилой дом.
Так трагически на молдавской земле складывались последние дни жизни и посмертная жизнь одного из главных недругов Петра I – Ивана Мазепы. Весьма показательно, что если русского царя в Молдавии и по сей день помнят и почитают, то гетман позабыт и даже могила его утрачена.
В этом, вероятно, нет ничего удивительного. Ведь если Петр Великий был на стороне национально-освободительной борьбы молдавского народа, покровительствовал одному из известнейших молдаван – Дмитрию Кантемиру, то Мазепа, вступив с коалицию с Портой и Крымским ханством, оказался на стороне поработителей Молдовы.