На восстановление стратегических резервов нефти в США уйдут годы, сообщает Ассоциация нефтегазовой промышленности. Справиться за счет внутренней добычи не получится, без импорта не обойтись. Пока обсуждают закупки, велик риск перебоев в поставках, пишет корреспондент РИА Новости Надежда Сарапина.
Битва за электорат
Санкционная политика и отказ от российской нефти взвинтил мировые цены. "Прошлой весной США и Европа прекратили закупки, и Москве пришлось временно сократить добычу. Котировки мгновенно подскочили до 120 долларов за баррель", — напоминает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Бензин в США тут же установил исторический рекорд. В среднем по стране галлон стоил 4,6 доллара, а в некоторых штатах, например в Калифорнии, — свыше шести.
"В отличие от России, в Америке топливо очень сильно зависит от цен на нефть, и малейшее изменение остро чувствуется. Кроме того, в Штатах практически все перевозят автотранспортом. Стоимость бензина и дизеля отражается не только на автомобилистах, но и на всех товарах", — объясняет Юшков.
В результате начала раскручиваться инфляция. Цена упаковки яиц доходила до 12 долларов, буханки хлеба — до десяти. Чтобы сдержать обесценение нацвалюты, ФРС повысила ключевую ставку, резко подорожало обслуживание кредитов, прокатилась волна банковских банкротств. При этом Вашингтон продолжал спонсировать Украину.
Рейтинг одобрения президента скатился до 37%. Граждане были крайне обеспокоены, на заправках наклеивали изображения главы государства, указывающего на цену топлива, с подписью "Это сделал я". Масла в огонь подливали заявления республиканцев. "Уже соскучились по мне?" — иронизировал Дональд Трамп. При его правлении галлон бензина стоил около двух долларов. Чтобы как-то сдержать народное недовольство, администрация Байдена попыталась сбить тарифы, выбрасывая на рынок дополнительные объемы из резервов страны. Американский лидер подписал указ, обязывающий Минэнерго продавать по миллиону баррелей в сутки в течение 180 дней. Таким образом демократы рассчитывали пережить избирательный цикл.
На черный день
США в основном используют тяжелую высокосернистую нефть, но сами ее не добывают. Приходится экспортировать и запасать на всякий случай. Американцы помнят, как лишились топлива в 1973-м, когда арабские государства перекрыли вентиль странам, поддержавшим в конфликте Израиль. Как отмечают эксперты, тогда пришло осознание, насколько это ценный ресурс — без бензина, дизеля и мазута останавливаются все отрасли. С тех пор под стратегические резервы отвели крупные хранилища, которые позволят стране автономно выживать несколько месяцев.
Команда Байдена за год потратила 40% неприкосновенного запаса. Это вызвало жесткую критику со стороны республиканцев. В том числе они задавались вопросом, что делать в случае стихийного бедствия или войны. К тому же это не решило проблемы, а стремительное опустошение резервов обернется еще большим удорожанием "черного золота" в будущем, создаст риски физических перебоев с поставками и грозит новым витком инфляции, объясняет эксперт топливного рынка Анастасия Бунина.
Сейчас Штаты пытаются исправить ситуацию. Замминистра энергетики Дэвид Турк обещал закупать нефть при любой возможности. "Наша цель — обеспечить налогоплательщикам выгодное предложение, — сказал он. — Вот уже несколько месяцев мы восполняем резервы, как только позволяет цена, и продолжим так делать".
В конце ноября ведомство отчиталось о закупке 2,7 миллиона баррелей по средней цене в 79 долларов. Для сравнения: нефть из резервов продавалась примерно за 95 долларов за баррель. В Минэнерго называли сделку выгодной. Провести ее удалось благодаря сезонности — в Северном полушарии автомобильный транспорт активнее используют с апреля по октябрь, отмечают аналитики. Сейчас Вашингтон создает повышенный спрос, цены снова поднимутся, и закупки остановят, к тому же страны ОПЕК+ планируют дополнительное сокращение добычи. В итоге на восстановление уйдет очень много времени.
Перестройки не будет
Среди основных поставщиков — Канада и Мексика, дальше — Ближний Восток, небольшую часть закупают в Африке, рассказывает Игорь Юшков. Раньше приобретали и у Венесуэлы, но в 2019-м Вашингтон обвинил Николаса Мадуро в фальсификации выборов и ввел нефтяное эмбарго. Тогда недостающие объемы заместила Россия.
Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в США специализируются на тяжелой нефти. "Она отличается высокой плотностью и предназначена для производства авиационного керосина, бензина, асфальта", — поясняет Бунина.
У американцев есть собственная нефть, но она непригодна для использования внутри страны. "Это очень легкая, малосернистая субстанция, так называемая сланцевая нефть, очень близка к газовому концентрату. В США производят ее довольно много, но всю экспортируют", — уточняет Юшков.
Перестроиться на внутренние ресурсы не выйдет — слишком сложно и дорого. Проще купить сырье на стороне. Поэтому с 2022-го Вашингтон смягчил риторику относительно Венесуэлы и снял часть рестрикций. При этом местная пресса считает, что в страну продолжают поступать и российские углеводороды.
Как бы то ни было, по мере нарастания предвыборной гонки ошибки демократов все активнее тиражируются республиканцами. Нефтяной провал уже сыграл им на руку — в прошлом году партия отыграла нижнюю палату парламента. А в преддверии президентских выборов в ноябре 2024-го трамписты используют все доступные рычаги для ослабления позиций соперника.