Валентин Зорин, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Что стало самой громкой сенсацией последних дней? Не встреча "семерки" стран, претендующих на мировое лидерство, не громкий, и к тому же донельзя раздутый средствами массовой информации футбольный скандал, и даже не пугающие успехи террористического движения, именующего себя "Исламским государством".
На мой взгляд, такой неожиданной и даже удивительной сенсацией стало заявление, сделанное президентом Обамой, который вопреки им же созданным стереотипам, признал самой большой угрозой человечеству глобальное и приобретающее все более опасный характер изменение климата на нашей планете.
Оспаривать это утверждение трудно и не следует. Действительно, то, что творится в земной атмосфере в последние годы – повсеместные ураганы, наводнения, разрушительные бесчинства природных сил, — не могут не вызывать самой серьезной тревоги, если не сказать больше.
Но то, что президент Соединенных Штатов отказался от привычных политических стереотипов и заговорил об экологической угрозе благополучию человечества, совершенно новый и серьезный поворот. До самого последнего времени вашингтонская элита не желала не только бороться, но даже признавать сколько-нибудь серьезный характер экологической угрозы.
Еще почти четыре десятилетия назад в 1977 году международное сообщество предприняло попытку противостоять этой угрозе. Был составлен и подписан так называемый "Киотский протокол", предусматривающий меры, которые должны предпринимать промышленно развитые страны для уменьшения вредных выбросов, отравляющих атмосферу. Однако, американский Сенат, несмотря на то, что на долю Соединенных Штатов приходится почти половина всех вредных выбросов в атмосферу, категорически отказался ратифицировать этот договор. Против проголосовало 95 из ста членов Сената.
Причина такого саботажа сомнений не вызывает. Угольно-нефтяное лобби, хозяева металлургических и военно-промышленных корпораций не хотят платить за дорогостоящие, но насущно необходимые средства экологической защиты. Поэтому "их человек" в Белом доме Джордж Буш-младший, говоря о странах, подписавших Киотский протокол, с издевкой заявил: "они хотят, чтобы мы оплачивали их счета". "Они" это представители 188 стран, подписавших этот договор. (Кстати, в минувшем году срок действия "Киотского протокола" истек, и замены ему пока нет).
Но время для высокомерной иронии вашингтонских владык прошло. Над природой они не властны, и президенту Обаме, хотел он того или нет, пришлось заговорить совсем по-иному.
Но только заговорить. Одна из главных ставок в экономической политике и экспансии США – сланцевый газ. Его добыча в Штатах растет угрожающими темпами. Угрожающими, потому что нет сегодня в насилии над природой ничего более опасного и разрушительного, чем его добыча. Газ извлекают из сланца поистине варварским способом гидравлического разрыва пласта, именуемого "фрекингом", оставляющего вокруг безжизненную пустыню и наносящего окружающей среде непоправимый ущерб. И не только на американской земле.
Американские нефтяные монстры готовятся добывать сланцевый газ далеко от Америки, в том числе, они положили глаз на запасы сланцевого газа на Украине. На Украине!
Но тем, кто вопреки всему рвется к новым богатствам, радоваться рано. Самое время вашингтонским власть имущим вспомнить старинное "не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе".