Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
За скандальным визитом в Крым группы парламентариев из Франции могут последовать и другие — не менее скандальные. В октябре на полуостров собираются въехать по приглашению российской стороны 8-10 депутатов итальянского парламента во главе с членом комитета по иностранным делам Алессандро ди Баттиста. Пакуют чемоданы и венгерские парламентарии.
Поездка французской делегации в регион, который на Западе называют "аннексированным" и "оккупированным", действительно сопровождался нешуточным скандалом. На родине им пытались официально запретить этот вояж и назвали его нарушением норм международного права, а в Киеве пообещали запретить въезд на территорию Украины и даже пригрозили тюрьмой.
Популизм или прагматизм?
Многие наблюдатели обращают внимание на то, что этот взбудораживший Европу вояж предприняли не представители какого-либо популистского движения, поддерживающего свой рейтинг исключительно скандалами и эпатажем, но делегаты одной из ведущих политических сил страны. Не посланцы ультраправого националистического "Народного фронта" Марин Ле Пен, чего вполне можно было бы ожидать, а партии "Республиканцы" (бывший "Союз за народное движение") экс-президента Франции Николя Саркози.
Этого, правда, нельзя сказать об их последователях. Из Рима в Крым собираются депутаты от не столь влиятельного в стране, зато яро оппозиционного политике ЕС и США движения "Пять звезд", к которым намереваются присоединиться их коллеги от партии "Лига Севера". Из Будапешта — депутаты парламента от националистической партии "Йоббик".
Тем не менее даже французских парламентариев на Западе обвиняют в популизме и в попытке "заработать очки" заведомо непопулярной выходкой. Что же становится наиболее реальным побудительным мотивом для таких поездок — простой эпатаж или все-таки желание, пробившись через пропагандистскую информационную блокаду, самостоятельно разобраться в том, что происходит в "горячем" регионе Европы?
Мотивом может служить и то, и другое, считает заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов.
"Сегодня украинская тема и тема российско-европейских отношений — ключевые для европейских политиков. Первое, что движет парламентариями из стран Европы, это стремление "приватизировать" эти темы и найти какие-то новые источники информации и новые каналы взаимодействия, на которых могут быть построены их независимые политические оценки. Ну и, разумеется, второе: поднять свой личный рейтинг и рейтинг тех политических сил, которые они представляют", — говорит он.
Обобщать мотивацию европейских парламентариев довольно сложно; каждая конкретная ситуация выглядит по-разному, но и она всегда неоднозначна, утверждает главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.
"Скажем, из Италии собираются ехать представители откровенно популистского антимейнстримного движения, которые всю свою политическую активность строят на фрондировании и демонстрации того, как они презирают официальную политику. Намерение поехать в Крым — подтверждение их основной линии на то, что вся эта официальная итальянская и европейская политика никуда не годится. Наверное, их можно было бы считать маргиналами, если бы за них не проголосовала примерно четверть всех избирателей, а от этого факта никуда не деться", — рассуждает он.
Принципиально иная ситуация с французскими парламентариями. Они — представители правящего политического класса своей страны, которые, по мнению журналиста и политолога, отражают отсутствие единства в этом классе.
Франция и Италия относятся к странам, которых в Евросоюзе отличает мягкая позиция по отношению к России и ее роли в украинском кризисе, напоминает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. Паломничество французских и итальянских парламентариев в Крым — лишнее свидетельство того, что в этих странах есть силы, не заинтересованные в дальнейшей эскалации конфликта, считает он.
"Инициатива самих депутатов совпала с объективной потребностью расширить информационные каналы с Россией, сузившиеся в результате ограничения сотрудничества Москвы с европейскими институтами и G7. Дисциплина режима санкций постепенно разрушается, во Франции немало сил, противящихся этому режиму. Все говорит о том, что во французском обществе назрел запрос на формирование самостоятельной политики. То же самое происходит в Италии", — говорит Дмитрий Абзалов.
Аналитик обращает внимание на то, что в итальянском парламенте движение "Пять звезд" решила поддержать партия "Лига Севера", выражающая интересы промышленных регионов страны — это говорит о том, что депутаты в ходе поездки в Крым намерены участвовать и в продвижении вопросов экономической проблематики. Она для европейских стран приобретает все бóльшую остроту по мере того, как Россия совершает "разворот на Восток", укрепляя связи с Китаем, Индией и другими партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Как бы там ни было, но расценивать поездки европейских депутатов в Крым исключительно и только как демонстративные популистские жесты неправомерно. Они продиктованы и вполне прагматическими намерениями — в этом все эксперты сходятся.
Курс остается прежним — русло меняется
Депутаты парламента Франции, вернувшись домой, заявили, что "Крым нашел свой путь", "на полуострове спокойная обстановка", что никакого международного кризиса в связи с Крымом не существует и политику санкций против России давно пора прекращать.
Заявления заявлениями, но способны ли они что-то изменить в политике самой Франции и всей Европы? Способны ли будут выводы, сделанные по результатам поездок в Крым (если таковые состоятся) итальянских, венгерских и других парламентариев, каким-то образом повлиять на позиции законодательных властей, правительств, национальных лидеров и межнациональных союзов?
Федор Лукьянов считает, что во Франции ни на какие изменения рассчитывать не приходится. По крайней мере в ближайшее время.
"Страна строго следует неизменным курсом в фарватере общеевропейской политики. Однако фундамент этой политики такие "акции неповиновения", безусловно, размывают. Крым как камень преткновения в отношениях России с Западом постепенно превращается в некую рутину. Изменения, если и наступят, то не завтра, хотя предпосылки уже есть", — говорит он.
С ним не согласен Дмитрий Абзалов, который уверен, что свидетельства депутатов, самостоятельно оценивших ситуацию в регионе, о которой их коллеги знают только из сообщений СМИ, — важный сигнал и для их избирателей, и для политической элиты.
"Это шаги, которые реально могут изменять позицию той или иной страны. Кроме того, это набор некой "критической массы" противников предвзятой антироссийской политики. Плюс — изменение информационного фона, формирование нового альтернативного канала, значение которого трудно переоценить", — объясняет Абзалов.
Технически такие парламентские рейды вряд ли что-то могут изменить не только в общеевропейском, но и в национальном масштабе, считает Дмитрий Данилов. Однако очень важно, что в Европе все большее беспокойство вызывают состояние отношений с Россией и неспособность продвигаться по пути выполнения минских договоренностей к разрешению украинского кризиса.
"Сейчас в Европе очень четко ощущается стремление искать новые пути и возможности выхода из кризиса. В данном случае, вероятно, путем политического разделения европейского подхода к нему, так сказать, на два трека: Крым и все остальное, включая Донбасс, не смешивая их в одну проблему. То, что к поиску подключаются парламентарии, лишь подтверждает, что Европа уже практически готова к этому", — говорит он.
По словам Дмитрия Данилова, в европейских странах зреет новый подход к проблеме, при котором присоединение Крыма к РФ воспринимается как данность — если не де-юре, то де-факто, как ситуация, которая не может быть изменена в будущем. И поездки парламентариев из Европы на полуостров "можно рассматривать как один из признаков этого расширяющегося видения".
Франция, Италия, Венгрия… Кто еще?
Возможно ли, что примеру французских депутатов последуют не только их итальянские и венгерские коллеги, например из Великобритании и Германии? Дмитрий Данилов убежден, что "челночная дипломатия" продолжится.
"Дорожка протоптана, поедут. Хотя, конечно, будут смотреть на баланс рисков и выгод от таких поездок. Скажем, лишение права въезда на территорию Украины на несколько лет может и отрицательно сказаться на политической деятельности депутата", — говорит он.
"Парламентарии из других стран наверняка поедут, а вот из Великобритании вряд ли. Теоретически на такой шаг может пойти только Партия независимости Соединенного Королевства, резко выступающая против ЕС, но она представлена в палате общин лишь одним депутатом. Из Германии — только "левые", да и то, скорее всего, нет", — скептически настроен Федор Лукьянов.
"Британские депутаты в Крыму, я думаю, не появятся — там слишком сильно влияние правительства. Немецкие парламентарии вполне могут появиться, и не только "левые", но и социал-демократы и даже посланцы ХСС, представляющие Баварию. Но гораздо более вероятно, что в скором времени полуостров вслед за французами посетят депутаты парламентов Италии, Венгрии, Чехии и ряда других стран", — поделился своим прогнозом Дмитрий Абзалов.