Армен Оганесян, главный редактор журнала "Международная жизнь", для МИА "Россия сегодня"
"Американская мечта мертва, но я вам верну её" — под таким лозунгом в избирательную кампанию в буквальном смысле ворвался Дональд Трамп. Миллиардер, сделавший деньги на строительстве и недвижимости, изрядно напугал как лагерь демократов, так и собственно своих коллег по партии — республиканцев.
Как ни пытаются маргинализировать Трампа, он уверенно набирает сторонников и формирует свой электорат. Едва ли не один из главных козырей кандидата — его финансовая независимость, которую он неизменно подчеркивает. Обращаясь к избирателям, он говорит, что старая элита Бушей — Клинтонов, обремененная клиентами, "никогда не сделает Америку великой, у нее нет на это ни единого шанса". Американцы, привыкшие, что за каждым президентом стоят лоббистские группы, финансирующие кандидатов и во многом определяющие их политику, приятно удивлены раскованной риторикой Трампа, который тем не менее утверждает, что ему нужна "не риторика, а работа".
Оригинальность подхода Трампа к процветанию Америки заключается в том, что один из источников ее благоденствия он видит в новой внешней политике, основанной на понятии "выгодной сделки". Это — позитивная сторона его внешнеполитической доктрины.
Негативная заключается в том, что сделки эти должны проводиться жестко, решительно и исключительно в пользу США. В своей программной речи в качестве кандидата Трамп обрушился на Китай, который, по его словам, буквально "поедает американскую экономику", девальвируя свою валюту и отнимая рабочие места у простых американцев. Китай упоминается Трампом несколько раз и, несмотря на заверения, что он "любит китайцев", Поднебесная выглядит в его глазах как враг "номер один".
Врагом "номером два" неожиданно оказалась Мексика, из которой в Америку, как утверждает кандидат, экспортируются дешевая рабочая сила и криминал. Трамп заявил, что он построит стену на границе с Мексикой и заставит ее оплатить расходы.
У Трампа припасена дубинка и для представителей крупного бизнеса США, которые выносят свои производства за рубеж в поисках дешевой рабочей силы. Он угрожает им повышением таможенных тарифов до 30% стоимости продукции, которую они будут перевозить через американскую границу.
Республиканский кандидат убежден, что цифры безработицы в США занижены по меньшей мере в два раза, и объявил себя "будущим президентом рабочих мест". По его мнению, американцам нужны не столько льготы и социальные подачки, сколько уверенность в завтрашнем дне, надежная работа, с приличным для американца заработком. И вновь Трамп, буквально перескакивая с темы на тему, возвращается к внешней политике и к идеологии "сделок с позиции силы". Саудовская Аравия, например, должна платить ренту за то, что США гарантируют ее безопасность. Сомнительный тезис, ведь эта страна стала региональной державой, которая сама во многом решает вопросы войны и мира на Ближнем Востоке.
"Сколько раз нас убеждали, что нельзя подталкивать Россию к Китаю, и именно это сделал Обама". Вспоминая свою поездку в Россию, он убежденно заявляет, что нашел бы общий язык с Путиным и русскими. Трамп, похоже, специально не педалирует тему Украины и совершенно очевидно набирает очки в глазах американцев, напуганных антироссийской риторикой, в которой все чаще звучат воинственные ноты.
В глобальном масштабе Трамп вновь обращается к идее ренты в пользу США в качестве компенсации за ее лидирующую роль в мире, и это касается как потенциальных противников, так и союзников. Трамп выступал против военной операции в Ираке и против тех человеческих и финансовых жертв, которые США понесли в этой войне. Лидерство в глазах Трампа не всегда означает участие. Лидерство — это умение извлекать из него конкретную экономическую и, главное, финансовую выгоду, проводя жесткие переговоры и заключая эффективные сделки. По его убеждению, в действующем политическом классе США нет людей, способных вести такие переговоры и совершать такие сделки, а бессилие американской элиты превращает Америку в слабеющую сверхдержаву.
Возникает резонный вопрос: каковы шансы Трампа стать президентом США? Взвешивая политический вес таких гигантов, как фамильные кланы Бушей и Клинтонов, многие пытаются представить Трампа как заведомого неудачника. Однако усталость электората от слишком знакомых лиц, произносящих знакомые речи и заезженные политические штампы, может сыграть в пользу "неуправляемого Трампа". Привлекает независимость его суждений и, хотя и не бесспорная, но очевидная новизна его подходов.
Критики Трампа говорят о том, что его внешнеполитические взгляды способны только напугать электорат. "Возможно и так, — считает Джереми Шапиро из Бруклингского института, — но, может быть, эти критики, в отличие от мистера Трампа, плохо понимают американский народ. Он глубоко зачерпнул из "колодца" народного гнева, который разделяет значительная часть республиканцев. Люди устали от старых элит, мелочных в своих набивших оскомину решениях, в то время как рабочий класс страдает от экономических потерь и культурной деградации. Они больше не хотят, чтобы кто-то выражал этот гнев на языке политической корректности".
И все же Трампу придется пробиваться через полосу отчуждения со стороны своих именитых конкурентов, и для этого недостаточно иметь на счетах несколько миллиардов долларов. Против Трампа может объединиться как верхушка партии республиканцев, так, разумеется, и элита демократов. Но и у Буша, и у Клинтона есть свои конкуренты внутри партий, и с кем-то из них Трамп на определенном этапе предвыборной гонки может прийти к столь милой его сердцу сделке.
Что касается его внешнеполитических взглядов, то при их сомнительном прагматизме и жесткости, в них, скорей, звучит желание договариваться, а не навязывать американские оценки и американские ценности остальному миру.
Последние рейтинги свидетельствуют о том, что Трамп уверенно обходит остальных кандидатов от республиканцев, включая Джеба Буша.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции