Иннокентий Адясов, политэксперт – специально для Sputnik Молдова.
Смена главы исполнительной власти в Молдове привела к неким ожиданиям потепления в крайне непростых отношениях Москвы и Кишинева.
Так насколько оправданы эти ожидания?
Практически сразу после назначения на пост главы молдавского правительства Валерий Стрелец поддержал восстановление сотрудничества и развитие отношений с РФ. По его словам, Россия является важным партнером для Молдовы, однако в отношениях между странами недостаточно взаимопонимания.
«Нужно возобновить диалог, объяснить национальные интересы. С точки зрения международного права мы равны за столом переговоров, даже если в экономической и военной сферах мы отличаемся», – заявил молдавский премьер.
В Москве этот посыл молдавского премьера явно был услышан, и уже 12 августа между российским и молдавским премьерами Дмитрием Медведевым и Валерием Стрельцом состоялся телефонный разговор.
За крайне скупыми строчками официального сообщения – «обе стороны обговорили ряд важных вопросов, в том числе были затронуты темы о сотрудничестве в области энергетической и торгово-экономической индустрии, а кроме этого народного хозяйства», – ясно, что Москва и Кишинев активно ищут новый алгоритм экономического взаимодействия.
Весьма показательно, что Медведев и Стрелец договорились возобновить работу российско-молдавской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (по факту ее деятельность была заморожена еще в 2012 году, когда Кишинев взял курс на ускоренное подписание соглашения об ассоциации с Брюсселем).
Но и Валерию Стрельцу уже ясно, что долговременные экономические договоренности с Москвой просто невозможны без политического диалога. Как следствие: «Особое внимание во время дискуссий премьеры уделили проблеме урегулирования приднестровского конфликта, отметив потребность активизации переговорного процесса, а также принятия определенных мер, направленных на содействие укреплению доверия между Кишиневом и Тирасполем».
Ясно, что Кишинев готов сейчас идти на самые широкие переговоры с Москвой. Но что подтолкнуло к этому шагу Валерия Стрельца, и насколько он независим в своих шагах? Тут без анализа финансово–экономического состояния РМ никак не обойтись.
Стрелец в поисках денег
Новому молдавскому премьеру досталось действительно очень тяжелое экономическое наследство (хотя справедливости ради надо отметить, что такая ситуация типична практически для всей новейшей истории Молдовы, начиная с распада СССР).
Сейчас сразу и очень болезненно для всего молдавского общества сошлось сразу несколько кризисов. Первый из них, безусловно, банковский.
Молдавскому правительству крайне сложно принять решение о ликвидации трех проблемных банков страны (Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank) из-за обвинений их в отмывании денег и хищении средств вкладчиков.
Во-первых, на эти три банка приходится 25% депозитов физлиц Молдовы, и любые действия по отзыву лицензий неизбежно приведут к социальному бунту.
Речь может идти о фактической конфискации вкладов у молдавских граждан на астрономическую для небольшой страны сумму – около 1 млрд долларов.
Во–вторых, ясно, что за этими проблемными банками в той или иной степени стоит практически вся властная элита страны, и резкие действия нового молдавского премьера могут вызвать настоящую «войну элит». Валерий Стрелец этого явно не хочет.
При этом глава Национального банка Молдовы Дорин Дрэгуцану не видит своей вины и вины НБМ в «краже века» и разразившемся в Молдове банковском кризисе.
Но призывы привлечь к уголовной ответственности главу НБМ Дрэгуцану все сильнее, и представляется, что молдавский премьер просто не может игнорировать эти настроения.
При этом ЕС и МВФ требуют от Кишинева провести ликвидацию проблемных банков и ставят возможность дальнейшего финансирования РМ в прямую зависимость от этого шага.
По мнению экс-министра финансов Вячеслава Негруца, банковский кризис в стране так или иначе спровоцировал также кризис в экономическом секторе, институциональный кризис, бюджетный и социальный кризис.
И сейчас новому молдавскому премьеру, помимо разрешения банковского кризиса, надо срочно решать проблему наполнения доходами бюджета РМ, иначе уже в ближайшие месяцы правительство Молдавии не только не сможет выполнять свои социальные обязательства (выплачивать пенсии, пособия), но и под вопрос будет поставлено функционирование государственных институтов. Валерий Стрелец срочно ищет деньги. В отсутствие кредитов от МВФ их деньги для молдавского бюджета можно найти только за счет восстановления экспорта в Россию.
Новый молдавский премьер явно решил начать восстановление экспорта с Гагаузии – региона с ярко выраженными пророссийскими настроениями. В Гагаузию Стрелец и нанес свой первый рабочий визит.
Нельзя сказать, что РФ связала ослабление режима доступа молдавских овощей и фруктов на российский рынок с фигурой нового премьера (официально ограничения были введены из-за создания между Молдовой и ЕС зоны свободной торговли и опасений Москвы из-за возможности реэкспорта европейских товаров через молдавскую территорию).
Первые шаги по ослаблению визового режима для молдавской сельхозпродукции Москва стала предпринимать еще в июне этого года – тогда свободный доступ на российский рынок получила вся сельхозпродукция из Приднестровья.
После визита Валерия Стрельца в Гагаузию еще 17 предприятиям Молдовы был разрешен экспорт фруктов в Россию.
Как сообщил Россельхознадор, в частности, с 7 августа молдавские предприятия получили разрешение на ввоз в Российскую Федерацию свежих яблок, груш, айвы, а также абрикосов, вишни, черешни, персиков, нектаринов, сливы и терна.
Москва таким образом демонстрирует, что готова крайне внимательно рассматривать пожелания нового молдавского премьера.
Но без нормализации ситуации вокруг Приднестровья и деблокады российских подразделений Кишиневу сложно будет в дальнейшем рассчитывать на уступки Москвы.
Приднестровье в блокаде
Если в конце весны – начале лета этого года (особенно на фоне действий украинских властей по полной блокаде непризнанной республики и крайне резких заявлений официального Кишинева) казалось, что словесная война вот–вот перейдет в настоящие боестолкновения. Сейчас напряженность вокруг Приднестровья несколько спала.
Новый молдавский премьер явно не хочет делать заявления, которые могут взорвать и так крайне непростую ситуацию вокруг региона.
При этом Валерий Стрелец рассчитывает на дальнейшие переговоры о «реинтеграции Приднестровья». «Переговоры с приднестровской стороной должны состояться. Сейчас ведутся переговоры в формате основных сторон. Для Приднестровья сложились хорошо обозначенные предпосылки и этапы для реинтеграции», – так изложил молдавский премьер свой взгляд на этот крайне непростой вопрос.
Некоторые наблюдатели как в России, так и самой Молдове допускают, что в ближайшее время молдавское правительство предпримет некоторые меры по ослаблению блокады российских миротворцев в Приднестровье.
Учитывая критичную ситуацию с бюджетом РМ, молдавскому премьеру срочно придется искать экономический компромисс с Приднестровьем.
Такой шаг однозначно получил бы одобрение российских властей и серьезно усилил переговорные позиции Кишинева (в последнем телефонном разговоре с Дмитрием Медведевым Валерий Стрелец пригласил российского премьера в Молдову).
Базовая модель возможного компромисса давно известна – снятие блокады с непризнанной республики взамен на выплаты приднестровскими предприятиями налоговых отчислений в бюджет РМ.
То есть снятие блокады с непризнанной республики достаточно быстро дало бы экономический эффект, как для Тирасполя, так и Кишинева.
Переход же конфликта вокруг Приднестровья в новую фазу поставит крест на всех антикризисных планах Валерия Стрельца и приведет к новому политическому кризису в стране.
Вряд ли такой сценарий нужен сейчас Молдавии.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.