Олег Спиридонов
На фоне последних политических событий в Кишиневе незаметно для всех прошла Первая годовщина вступления в силу Соглашения о свободной торговле между ЕС и Республикой Молдова (DCFTA). Конечно, то, что сегодня происходит на Площади Национального Собрания, очень важно, но не стоит забывать о документе, вступившем в силу 1 сентября 2014 года. Это соглашение своими правилами, на выполнение которых дали согласие руководители республики, определяет основные требования и пути развития страны, если и не всей официальной экономики республики, то, по крайней мере, для большинства ее отраслей и сегментов. Во имя подписания этого документа по политическим причинам официальные власти Молдовы создали целой группе товаров большие проблемы и предпосылки для введения по отношению к ним ограничений в доступе на один из крупнейших традиционных рынков – на рынок Российской Федерации.
Если не входить в статистические данные товарооборота между Молдовой и ЕС, и задаться вопросом, каковы же первые итоги действия соглашения, то ответ будет очень прост, - несмотря на многолетние разговоры о свободной торговле с Евросоюзом, большинство экспортоориентирующихся экономических агентов Молдовы оказались не готовы к условиям открывшегося перед ними рынка, так как преференции от сотрудничества получает только одна сторона, и это не Молдова. О чем и свидетельствуют данные Национального бюро статистики, согласно которым за восемь месяцев 20015 года экспорт отечественных товаров в страны Евросоюза вырос на 0,3% и составил $722,1 млн.
ЕС своего не упустит
В чем причина, столь невыразительного роста? Ответ прост, рынок большой Европы переполнен и для массового экспорта даже из такой маленькой страны, как Молдова, места нет. Сегодня европейский рынок находится между двумя крайностями. Во-первых, он должен переварить весь европейский экспорт, попавший под эмбарго Российской Федерации. А это значительные объемы, оцениваемые в миллиарды евро, и предназначавшиеся специально для российского потребителя, к которому им сегодня доступа нет.
Во-вторых, не стоит забывать, что страны Европы никогда не забывают об интересах своих производителей и, открывая, с одной стороны, свой рынок за счет снижения или полной отмены ввозных пошлин и таможенных сборов, они, с другой стороны, вводят ряд технических барьеров в виде сертификации, стандартизации и т.д.
И вот об это требование, вопреки многолетним разговорам о выходе на европейский рынок, споткнулось большинство молдавских производителей. Да, действительно, многим европейским гостям нравятся молдавские вина, фрукты, овощи, но вопрос здесь не столько в качестве или во вкусе того или иного товара. Дело в том, что для того, чтобы войти на рынок ЕС молдавские товары должны иметь соответствующие сертификаты качества, происхождения продукции, документы, которые, естественно, выгодны странам Европы, а не Молдове. Да и производители Молдовы, привыкшие, что Россия часто закрывала глаза на мелкие несоответствия качества товаров во имя помощи дружественному народу, не всегда готовы поставлять в другие страны высококачественную продукцию. Но вернемся к самим документам. Стоимость этих документов в Европе достаточна высока. В самой же республике нет соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей требуемый ЕС уровень санитарного и фитосанитарного контроля. Да, в последние годы ведется необходимая работа, но проблема в целом не решена.
И здесь не следует забывать о том, что Соглашение о свободной торговле между ЕС и РМ предъявляет ряд требований и стандартов не только к самому продукту, но ко всему производству в целом. А предъявляемым требованиям отвечают и соответствуют далеко не все. В итоге для работы на европейском рынке нужно задумываться не только о европейской упаковке товара, но и о соответствии всего производства стандартам европейских директив.
Конечно, есть те, кто достаточно уверенно принял новые правила торговли с ЕС. Это, в первую очередь касается предприятий легкой промышленности, а также машиностроения, которые за последние годы установили партнерские отношения с фирмами и предприятиями ЕС. Гораздо хуже дела обстоят в агропромышленном секторе. Здесь преимуществами DCFTA, в основном, смогли воспользоваться экспортеры меда и грецкого ореха. Однако и они, несмотря на имеющиеся успехи нуждаются в новых технологиях.
И здесь возникает еще одна проблема — отсутствие ресурсов для модернизации производства согласно требованиям ЕС.
В около министерских кругах поговаривают, что во время переговорного процесса по DCFTA европейские партнеры предлагали акцентировать внимание на внедрение программ по доступу к финансированию и новые технологии. Но молдавские переговорщики настаивали на увеличении экспортных квот в ЕС, заверяя, что внутри страны есть ресурсы для модернизации и приобретения новых технологий.
Другие сюрпризы — еще впереди
Однако происходящий в Молдове банковский кризис привел не только к сокращению кредитных организаций в республике, но и резкому удорожанию заемных средств. Но это еще не все, банки сегодня не всем желающим выдают подорожавшие кредитные средства, мотивируя это высокими рисками.
На этом можно было бы подвести итоги первого года действия Соглашения о свободной торговле между ЕС и Республикой Молдова (DCFTA), если бы не еще одно «но». Так, с 1 января 2016 года в связи с вступлением в силу Соглашения о зоне свободной торговли Молдавии и ЕС для непризнанной Приднестровской республики сразу перестанут действовать торговые преференции ЕС. В результате непризнанной ПМР придется или внедрить и на своей территории соглашение об ассоциации с Евросоюзом или потерять европейский рынок. А это станет серьезным ударом по приднестровской экономике, ведь большая часть экспорта левобережных предприятий идет именно в Европу. Так, по итогам 2014 года на долю ЕС пришлось около 44% приднестровского экспорта, 14% — на Россию. И это потому что у левобережья затруднен сейчас выход на Россию из-за политической обстановки в соседних странах.
Приднестровские переговорщики настаивают на продлении срока действия преференций. Европейские партнеры решительно настроены на то, чтобы на обоих берегах Днестра действовали единые правила торговли с Евросоюзом.
В итоге официальный Кишинев со вступлением в силу казалось бы, чисто экономического документа получил еще одну, далеко не чисто экономическую проблему.
P.S. Хотелось бы напомнить, что документы, подписываемые РМ в рамках процесса евроинтеграции, касаются не только внешней торговли, но и внутренних правил и возможностей хозяйствования. Так что многие сюрпризы ждут еще впереди. Это - раз. И два - пока молдавские экспортеры «осваивают» новые рынки, их традиционных покупателей завоевывают производители из других стран.
Мнение автора не всегда совпадает с мнением редакции.