КИШИНЕВ, 30 сен — Sputnik. Ситуация на Украине и борьба с международным терроризмом продолжают оставаться в центре внимания сессии Генеральной Ассамблеи ООН, проходящей в Нью-Йорке.
Именно на этих темах сконцентрировались многие в ходе выступлений с трибуны организации и мероприятий "на полях" Генассамблеи.
Двусторонки в порядке живой очереди
Для российской делегации день получился очень насыщенным. Двусторонние встречи у главы МИД России Сергея Лаврова шли одна за другой. Первым переговоры с российским министром провел генсек НАТО Йенс Столтенберг. Как сообщил по итогам этой встречи МИД РФ, стороны обсудили, в частности, ситуацию с урегулированием украинского кризиса.
"В контексте украинского кризиса Лавров обратил особое внимание на необходимость неукоснительного выполнения Киевом всех без исключения положений минских договоренностей", — сообщило министерство.
За Столтенбергом последовал еще один гость из Брюсселя — Верховный представитель ЕС по внешней политике Федерика Могерини. Она была настроена кокетливо. "Встречаетесь с НАТО раньше, чем с ЕС", — шутливо упрекнула Могерини Лаврова. "В порядке живой очереди", — поддержал тон российский министр.
Переговоры задались и дальше. Как сообщила по их окончанию сама Могерини, "встреча была хорошей и полезной" и удалось обсудить "все вопросы". Позднее МИД РФ пояснил, что в число "всех вопросов" входили отношения России и ЕС, ситуация на Украине и на Ближнем Востоке.
Украинский кризис был в центре внимания и встречи Лаврова с его германским коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером. Беседа "на полях" Генеральной Ассамблеи стала для глав внешнеполитических ведомств двух стран хорошей возможностью еще раз обменяться точками зрения в преддверии намеченного на 2 октября в Париже саммита "нормандской четверки".
"Был обсужден ряд актуальных проблем международной повестки дня, в том числе ситуация в Сирии, Ливии, а также кризис на Украине в контексте предстоящей 2 октября встречи в "нормандском формате" на высшем уровне в Париже", — подтвердил МИД России.
Кроме этого, глава российской дипломатии провел встречи со своими коллегами из Словении, Мексики, Греции, Финляндии, Гаити, принял участие в переговорах с министрами иностранных дел сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК).
Порошенко против агрессии и простуды
Активно провел день и президент Украины Петр Порошенко. По его собственному признанию, такого плотного графика, как за последние четыре дня в Нью-Йорке, у него еще не было.
С утра украинский лидер выступил с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН. Большинство тезисов его речи было довольно предсказуемо. Порошенко, например, в очередной раз обвинил Россию в агрессии против Украины. А вот внутреннего кризиса, по его словам, у его страны нет. "Это не гражданская война и не внутренний конфликт", — уверен украинский президент. "Нет сомнений, что это агрессивная война против моей страны", — подчеркнул он.
При этом он заявил, что раз Россия — агрессор, ее надо лишить права вето в Совете Безопасности ООН. "Нарушение в использовании права вето — это лицензия на убийство. Это абсолютно неприемлемо", — сказал Порошенко.
Немного отойдя от российской темы, украинский президент затронул вопросы борьбы с терроризмом и в этом контексте предложил Генассамблее учредить Международный день памяти жертв терактов. Но долго в своих выступления не говорить о РФ Порошенко не смог. Он, в частности, раскритиковал инициативу Москвы о создании широкой коалиции по борьбе с терроризмом.
"Как вы можете призывать к созданию антитеррористической коалиции, когда поощряете террористов прямо возле своего дома? Как вы можете говорить о мире и легитимности, когда ваша политика — война, страх и марионеточные правительства?", — отметил украинский президент.
Вечером лидер Украины выступал в Колумбийском университете. И начал с признания, что не очень хорошо себя чувствует. "За четыре дня я серьезно простыл. У меня сейчас температура 38,5 градусов", — сказал Порошенко.
Тем не менее, он выступил с речью и ответил на вопросы, затронув несколько любопытных моментов. В частности, он заявил, что ЕС не выживет без Украины. "Не имеет значения, готова ли европейская нация принять Украину или нет. Я настаиваю — Европейский союз не может выжить без Украины", — уверяет Порошенко. Узнать, что об этом думает сам Евросоюз, пока, впрочем, не удалось.
Немирный атом, терроризм и другие
Кроме сессии Генассамблеи, в здании ООН во вторник прошло еще несколько мероприятий, в том числе — конференция, посвященная перспективам вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. На ней, кроме прочих, выступила Федерика Могерини. В своей речи она обратила внимание на актуальность ядерной проблемы Корейского полуострова.
"Европейский союз по-прежнему глубоко обеспокоен угрозами КНДР проводить ядерные испытания, призывает КНДР воздерживаться от любых провокационных акций и без промедления подписать и ратифицировать ДВЗЯИ", — подчеркнула она.
Призыв этот, впрочем, относится не только к Пхеньяну. "Европейский союз призывает все страны, которые еще это не сделали, подписать и ратифицировать договор без каких-либо предварительных условий и отсрочек", — сказала глава европейской дипломатии.
Тематику ядерного оружия в своем выступлении, правда уже с трибуны Генассамблеи, затронул и премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Он сообщил, что Токио работает над проектом резолюции по этому поводу.
"Япония будет активно добиваться того, чтобы другие государства, обладающие ядерным оружием, продвигались к сокращению своих арсеналов. Япония как государство, приверженное цели полного уничтожения ядерного оружия, готовит новый проект резолюции, предусматривающий объединенные усилия международного сообщества в этой сфере. Не сомневаюсь, что эта резолюция будет поддержана многими странами", — сказал японский премьер.
Во вторник в ООН также начал работу саммит по борьбе с терроризмом, организованный американской стороной. Выступая на нем, президент США Барак Обама, естественно, подробно остановился на ситуации в Сирии, значительная часть территории которой находится под контролем террористической группировки "Исламское государство".
Он еще раз озвучил тезис о необходимости отставки сирийского президента Башара Асада. "В Сирии борьба с ИГ требует нового лидера", — подчеркнул Обама. Без политических перемен, по его словам, результата в войне с терроризмом не будет. "Наши военные и разведывательные действия не дадут результата сами по себе. Они должны реализовываться вместе с политическим и экономическим прогрессом, который повлияет на условия, в которых кроются корни ИГ", — замысловато выразился президент.
Своему ближайшему союзнику вторил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. "Мы поддерживаем переход (власти) в Сирии, который, как вы, Барак, сказали, нам нужно увидеть", — отметил он в своем выступлении на саммите.
Глава британского кабинета министров также сообщил, что Лондон выделяет крупные суммы денег на оказание помощи сирийским беженцам. "Мы уже выделили 1,6 миллиарда долларов на поддержку сирийцев в лагерях беженцев в Ливане и Иордании и продолжим это делать", — сказал Кэмерон.
От заявления к резолюции
Тема борьбы с терроризмом будет продолжена в ООН в среду, в частности, на заседании Совета Безопасности под председательством России. В понедельник президент РФ Владимир Путин, выступая на сессии Генассамблеи, сообщил, что Россия предлагает обсудить "возможность согласования резолюции о координации всех сил, которые противостоят "Исламскому государству" и другим террористическим группировкам". Проект этого документа, как ожидается, и рассмотрят главы МИД стран, входящих в СБ ООН.
"Завтра будет заседание, мы представим наш проект резолюции по борьбе с терроризмом. Мы будем предлагать наши идеи, будет обсуждение", — подтвердил замглавы МИД РФ Михаил Богданов.
Легкой жизни у российского проекта, скорее всего, не будет. Ранее Соединенные Штаты уже заблокировали заявление председателя СБ ООН, которое планировалось принять по результатам встречи и в котором бы "акцентировалась неотложность принятия мер по урегулированию и предотвращению конфликтов на территории Ближнего Востока и Северной Африки, а также были бы отражены возможные дальнейшие шаги по купированию террористических рисков в регионе". Не исключено, что так будет и с новым документом, ведь концептуально договориться Москве и Вашингтону пока не удается.