КИШИНЕВ, 1 янв – Sputnik. В наступившем 2016 году Анкара останется одной из главных проблем для Европы, испытывающей большие проблемы с мигрантами, а также — для всех, кто борется на Ближнем Востоке с международным терроризмом, приводит РИА Новости доводы обозревателя газеты Politico Майкла Гольдфарба.
Журналист отмечает, что в минувшем году около 800 тысяч человек попали в Евросоюз через Турцию. В ноябре лидеры Евросоюза согласились выделить Анкаре три миллиарда евро на урегулирование потока беженцев из Сирии — страны, на территории которой активно действуют боевики ИГ.
В то же время правительство Эрдогана продолжало вести военную кампанию против турецких курдов — в декабре армия взяла в осаду крупные города в "сердце Курдистана" — на юго-востоке Турции — под предлогом борьбы с повстанческой Рабочей партией Курдистана (РПК).
"Тактика правительства, тем не менее, очень напоминала массовые репрессии", — пишет Гольдфарб. Был окружен город Джизре с населением более ста тысяч человек, его жители вынуждены были более десяти дней прятаться от правительственных обстрелов.
"Похоже на войну, которую государство объявило народу Джизре", — такой комментарий Би-би-си удалось получить у местного муниципального служащего, скрывавшегося вместе с 26 соотечественниками от обстрелов в одной из квартир в центре города.
Пограничный Джизре стоит на берегу Тигра, по другую сторону моста через реку видна Сирия. Близость к месту находящегося в центре всеобщего внимания конфликта, по мнению обозревателя газеты, объясняет беспокойство западных лидеров непропорциональной войной турецкого правительства с курдами. И дело даже не в очевидных упреках в адрес Анкары, касающихся нарушения прав человека.
"Если борьба с ИГ — "борьба нашего поколения" (как выразился британский премьер Дэвид Кэмерон), тогда с какой стати наши лидеры терпят турецкое правительство, ведущее войну против людей, успешно сражающихся с боевиками "Исламского государства" на земле?", — недоумевает Гольдфарб.
Антитеррористическая западная коалиция не смогла развить успех курдов, в прошлом останавливавших прорыв боевиков ИГ к нефтяным месторождениям в Ираке, во многом из-за войны Эрдогана с РПК, считает аналитик. Действия турецкого правительства мешали сирийским и турецким курдам наладить контакт и выступить единым фронтом против исламистов.
Кроме того, президент Турции недавно приказал своим войскам войти в Ирак без приглашения со стороны иракских властей, из-за чего американский лидер Барак Обама публично призвал Анкару "снять напряжение", но слова его услышаны не были, добавляет колумнист издания.
Но все вышеописанное меркнет в сравнении с решением Анкары сбить российский бомбардировщик Су-24, замечает аналитик.
"Если случится новый инцидент, — а учитывая, насколько заполнено воздушное пространство на границе Сирии и Турции, такую возможность нельзя игнорировать, — и Россия решит ответить Анкаре и собьет ее самолет, что будет тогда? Турция — это член НАТО, и в ответ на действия Москвы альянс сможет применить пятую статью устава о "коллективной защите". Пойдет ли в таком случае НАТО на войну с Россией?", — вопрошает обозреватель издания.
Он заметил, что для большинства лидеров западного военного альянса этот вопрос пока остается без ответа.