В условиях резкого падения цен на нефть, ослабления рубля и национальных валют государств-партнеров России по ЕАЭС все острее становится вопрос об углублении интеграции стран Евразийского союза в финансовой сфере.
О том, почему необходима согласованность денежно-кредитной политики государств, о проблемах сотрудничества с Китаем и перспективах развития промышленности в ходе прямого видеомоста говорили эксперты из Москвы, Астаны и Еревана.
Использовать все возможности для развития
С начала 2016 года председательство в ЕАЭС перешло от Белоруссии к Казахстану, а Высший Евразийский экономический совет возглавил президент республики Нурсултан Назарбаев. Несмотря на то, что 2016 год обещает быть достаточно
По мнению Тельнова, сегодня складываются весьма хорошие условия для экономического возвышения пространства Евразии, и этой возможностью, конечно, нельзя не воспользоваться. Но нужна, как убежден эксперт, ясность в вопросе: за счет чего произойдет формирование региона в один из мировых центров экономического роста.
В сложных экономических условиях, считает Тельнов, очень удачна идея сопряжения проектов китайского Экономического пояса Шелкового пути и проектов ЕАЭС. Здесь, по его словам, можно получить огромные возможности для развития.
К слову, опыт плотного сотрудничества с Китаем у Казахстана уже имеется. Так, уже подписаны договоренности о переносе нескольких десятков китайских предприятий на территорию Казахстана, сообщил Тельнов.
Обуздать инфляцию нужно вместе
В условиях глобального кризиса, когда экономики стан Евразийского союза в связи с валютными потрясениями испытывают серьезные трудности, страны-участницы должны согласовать свои действия в финансовой сфере. И речь, по словам эксперта, идет не о создании новой валюты, говорить о которой явно преждевременною. Прежде всего, нужно вырабатывать единые подходы и совместно ответить на вопросы: как обуздать инфляцию и создать финансовый фундамент для решения общих экономических проблем.
С тем, что это одна из важных проблем, которые странам ЕАЭС в этом году предстоит решить, согласен и представитель армянской стороны — заведующий кафедрой математического моделирования в экономике Государственного экономического университета Армении, доктор экономических наук Ашот Тавадян.
"Страны Евразийского союза должны согласовывать валютную и денежно-кредитную политику по вопросам инфляции. Не просто должны, а обязаны в соответствии с договором — ключевым документом ЕАЭС", — подчеркнул Тавадян.
Эксперт напомнил о статье договора (о создании ЕАЭС — ред.), которая так и называется: "Основные макроэкономические показатели", определяющую устойчивость экономического развития стран. В этой статье есть пункт об инфляции, который гласит, что инфляция в странах ЕАЭС не должна превышать 5%. При этом, в Армении, по словам Тавадяна, инфляция в 2015 году составила 3%, в России — 13%, примерно такая же ситуация наблюдается в Казахстане, чуть больше инфляция в Белоруссии.
"И что же получается, — недоумевает эксперт — этот пункт договора так и не будет выполняться? Нужно либо оперативно принимать какие-то меры, либо корректировать договор".
Все расчеты — в национальной валюте
То же касается, по убеждению Тавадяна, и валютной политики. Проекты ЕАЭС не станут успешными, если не выполнять пункты статьи 64, посвященные целям и принципам валютной политики. Один из основных пунктов, как подчеркнул экономист, гласит, что взаиморасчеты между странами должны производиться в национальной валюте. Соблюдение этой договоренности также, по словам эксперта, чрезвычайно важно.
Сегодня странам-членам ЕАЭС принципиально важно, по убеждению заведующей сектором экономического развития постсоветских государств Института экономики РАН Елены Кузьминой, решить, на каких именно условиях должна идти торговля в национальных валютах. И эти правила, по словам эксперта, должны быть прописаны максимально быстро.
Эксперт также напомнила, что одной из главной задач Евразийского союза ставилась модернизация промышленности. Но по статистике за 11 месяцев три страны основательницы достаточно серьезно просели по промышленному производству. В отличие от них Армения и Киргизия, наоборот, несколько подросли по очень многим отраслям.
"Мы должны заниматься не только торговлей и инфраструктурой, но и очень серьезно заниматься развитием промышленности", — подчеркнула Кузьмина.
С осторожностью, по мнению эксперта, нужно относиться и к проблеме, связанной с сотрудничеством с Китаем: страны ЕАЭС не должны забывать о своих интересах, о том, что необходимо национальным экономикам и ЕАЭС в целом.
С тем, что странам пора переходить во взаиморасчетах на внутренние валюты, чтобы минимизировать экономические риски, солидарен и руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы РАН, директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев.
Пусть, по словам эксперта, это не спасительный круг, но в какой-то степени все же ограничит те риски и угрозы, которые существуют в рамках других мировых валют: доллара, евро и юаня.
Гусев обратил внимание на трудности, с которыми сталкиваются сегодня страны союза. Это и проседание рынков, и уменьшение товарооборота между странами, который за прошлый год сократился более чем на 20%.
Отдельно эксперт высказался и о проблеме таможенного регулирования.
"2016 год — достаточно сложный с этой точки зрения, поскольку пять стран-членов Евразийского союза должны привести в соответствие законодательную базу, особенно в рамках таможенного регулирования Киргизии и Армении, и здесь еще много нюансов", — подчеркнул эксперт.
В целом, все государства сегодня подходят к очень важной проблеме — проблеме позиционирования ЕАЭС как достаточно серьезного мирового игрока на политической и экономической карте мира. И в условиях новых стоящих перед странами угроз, только вместе, только сообща, как убежден Гусев, на эти вызовы можно будет дать достойный ответ.
Договор о создании Евразийского экономического союза вступил в силу с 1 января 2015 года. Странами-участницами Союза сегодня являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.