КИШИНЕВ, 7 фев – Sputnik. В 2016 году исполняется 195 лет национально-освободительным движениям - восстаниям под руководством Александра Ипсиланти и Тудора Владимиреску. Эти повстанческие движения в итоге привели к обретению независимости Грецией, а позже – и Дунайскими княжествами, ставшими к тому времени уже Румынией, напомнил корреспонденту Sputnik пушкинист Виктор Кушниренко.
Какое отношение к этим событиям имеет Пушкин? Самое непосредственное. Именно в 1821 году, когда проходили оба восстания, поэт находился в Бессарабии, близ самого эпицентра действий.
"Оба восстания буквально пронизывают каждый день жизни и творчества поэта в Кишиневе. Они отражены в дневнике, записках, письмах, рисунках. С ними связаны повести "Выстрел", "Кирджали", роман в стихах "Евгений Онегин", многие замыслы", — отметил Кушниренко.
Тряслися грозно Пиренеи –
Волкан Неаполя пылал,
Безрукий князь друзьям Мореи
Из Кишинева уж мигал.
Пушкин жаждал сам принять участие в событиях.
Война! Подъяты наконец,
Шумят знамена бранной чести!
Увижу кровь, увижу праздник мести;
Засвищет вкруг меня губительный свинец…
"Когда восстания в Молдове и Валахии были потоплены в крови, когда на улицах Кишинева распевали песни о гибели Владимиреску и Саввы Бимбаши, Пушкин записал их переводы и долго возил с собой, обдумывая свои творческие замыслы", — сказал Кушниренко.
По его словам, летом 1821 года поэт отправился в село Долна, одно из имений знатного и богатейшего в то время боярина, члена Верховного совета области Замфираки Ралли. Все села в округе принадлежали ему. Здесь, в цыганской деревне, Пушкин влюбился в юную Земфиру, дочь-красавицу старосты табора. Когда она сбежала от поэта со своим возлюбленным цыганом, то в поисках ее Пушкин посетил села Юрчены, Варзарешты, Бурсук, Волканешты.
"Свои переживания в этих местах, быт цыган, услышанные легенды о Мариуле – матери Земфиры, о Бессарабии – все это вошло в его поэму "Цыганы", открывшую новое направление в развитии всей мировой литературы", — добавил пушкинист.