КИШИНЕВ, 13 фев – Sputnik. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выступил на Мюнхенской конференции по безопасности с призывом переходить от конфронтации к сотрудничеству во избежании возникновения "третьей мировой встряски". Картина, по его словам, стала более драматичной, появился целый ряд новых вызовов и угроз, решить которые можно лишь в тесной координации.
ВОЗВРАТ К ВРЕМЕНАМ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"?
Медведев констатировал, что прогнозы российского лидера Владимира Путина, озвученные им девять лет назад на конференции в Мюнхене, не то, что сбылись, ситуация стала даже более драматичной.
Он сообщил, что перед поездкой встречался с президентом РФ.
"Мы обсуждали его выступление здесь, в Мюнхене, в 2007 году. Тогда он говорил, что идеологические стереотипы, двойные стандарты в международных отношениях не помогают снизить напряженность в международных отношениях, а только усиливают ее, а у мирового сообщества остается все меньше возможностей для принятия значимых политических решений", — сказал Медведев.
Он выразил сожаление, что картина на сегодняшний день более драматичная. "Единой большой Европы как не было, так и нет. Наши экономики, все экономики растут очень слабо. Обострились конфликты в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Наступил миграционный коллапс. Отношения Евросоюза и России испорчены, на Украине гражданская война", — подчеркнул премьер.
Отношения РФ и НАТО скатились к временам новой "холодной войны", политическая линия НАТО в отношении Москвы остается недружественной и закрытой, сказал Медведев с трибуны Мюнхенской конференции.
"Чуть ли не ежедневно нас объявляют самой страшной угрозой то для НАТО в целом, то отдельно для Европы, то для Америки и других стран. Снимают пугающие фильмы, в которых русские начинают ядерную войну. Я иногда думаю: мы в 2016-м сегодня или в 1962?" – добавил он.
В нынешних условиях российский премьер назвал важным диалог об архитектуре евроатлантической безопасности. "Считаю ненормальным, что по многим направлениям он почти полностью оборвался", — добавил премьер.
Он констатировал, что терроризм потерял абстрактный характер, став реальностью для миллионов людей: каждый день могут прозвучать взрыв в самолете или выстрелы в кафе. "Раньше так было только на Ближнем Востоке, теперь во всем мире",- добавил премьер.
К первоочередным проблемам, стоящими перед европейской безопасностью, помимо терроризма и масштабной миграции, он отнес региональный конфликт на Украине и стоящую на грани национального кризиса Молдову.
УКРЕПЛЕНИЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Говоря о введенных в отношении РФ санкциях со стороны западных стран, Медведев заявил, они не приведут к политическим результатам, а также не выгодны в экономическом плане.
"Вместо этого жизненно необходимо бросить силы на укрепление новой глобальной системы, которая сочетала бы принципы эффективности и справедливости, рыночной открытости и социальной защищенности", — подчеркнул премьер.
Он выразил надежду на то, что проект "Северный поток-2" будет реализован, несмотря на попытки ряда стран Запада его искусственно политизировать.
Российский премьер обозначил риски заключения экономических мега-блоков, отметив, что они чреваты окончательной утратой системы общих правил в мировом экономическом пространстве. Он заявил, что создание "пояса друзей" по внешнему контуру ЕС стало не гарантией безопасности, а "зоной отчуждения", а кризис модели мирового экономического развития создает предпосылки для самых разных конфликтов, включая региональные.
МИНСКИЕ ДОГОВОРЕННОСТИ
Отдельная часть выступления главы российского правительства была посвящена ситуации на Украине. Он подчеркнул, что лучшим инструментом урегулирования конфликта на Украине на сегодняшний день остается минский пакет, и выполнять его необходимо полностью.
"Безусловно, минские договоренности должны соблюдать все стороны. Но, в первую очередь, их выполнение зависит, на наш взгляд, от киевских властей. Почему от них? Не потому, что мы пытаемся передвинуть куда-то стрелку, а потому, что такой период настал. Несмотря на прогресс по ряду направлений (по отводу тяжелых вооружений, по присутствию миссии ОБСЕ, другим вопросам), ситуация остается неустойчивой", — сказал он.
"Хочу сказать прямо: мы проявляли и будем проявлять и дальше разумную гибкость в исполнении минских соглашений там, где это не противоречит их сути. Но мы не можем сделать того, на что у нас нет полномочий, а именно — исполнять за киевские власти их политические и юридические обязательства. Это прямая компетенция президента, правительства и парламента Украины. К сожалению, в настоящий момент там нет ни воли, ни желания этим заниматься. Сегодня, на мой взгляд, это становится всем очевидно", — заявил он.
УРЕГУЛИРОВАНИЕ СИРИЙСКОГО ВОПРОСА
Не менее важной темой речи российского премьера стала Сирия. Он подчеркнул необходимость сохранить единое сирийское государство и не допустить его распада по конфессиональному принципу, так как последствия такого сценария станут катастрофическими для всего Ближнего Востока.
Медведев заявил, что именно регулярная работа российских и американских военных будет иметь ключевое значение для осуществления принятой Резолюции Совбеза ООН, а любые предварительные условия начала переговоров по политическому урегулированию между правительством Сирии и оппозицией он назвал недопустимыми.
Отвечая на вопросы в ходе конференции, Медведев еще раз подчеркнул, что Россия не занимается в Сирии решением каких-либо специальных задач, кроме объявленных, и готова к сотрудничеству.
"Мы к этому сотрудничеству готовы. Я рассчитываю, что в рамках того диалога, который прошел здесь, у нас будет позитивное развитие и в смысле прекращения огня, и в смысле решения гуманитарной задачи", — сказал он.
О ТЕРРОРИЗМЕ
Медведев отметил, что терроризм принял уже глобальные масштабы. И сейчас, по его словам, если не нормализовать ситуацию в Сирии и других горячих точках, "терроризм станет новым видом войны, которую будет вести весь мир".
"И это даже не просто вид войны, а по сути способ разрешения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, метод квазигосударственного управления", — заявил он.
Это, как подчеркнул российский премьер, проблема цивилизационная, без деления на крайних и якобы умеренных, без нюансов и полутонов, поскольку экстремистам удается распространять свое влияние не только на Ближний Восток, но и на всю Центральную Азию. В этой связи он в очередной раз заявил о необходимости сотрудничества и объединения, отметив, что группировка "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ) должна быть "очень признательна" руководителям ряда западных стран, свернувшим сотрудничество по линиям спецслужб.
"Даже взаимодействие по линии спецслужб было свернуто. Это смешно — типа мы не хотим с вами работать. Думаю, ДАИШ (арабское наименование ИГ, запрещена в РФ) должно быть очень признательно моим коллегам — руководителям ряда западных стран, которые свернули такое сотрудничество", — сказал Медведев.
Как пример попытки объединиться он назвал встречу лидеров православной и католической церквей на Кубе.
УГРОЗЫ ШЕНГЕНУ
В контексте распространения терроризма, ближневосточных конфликтов и неконтролируемой миграции Медведев указал и на опасность разрушения единого экономического пространства и Шенгенской зоны.
"Появилась реальная угроза разрушения единого экономического пространства, которое с таким трудом создавалось в течение всех послевоенных десятилетий. А вслед за ним — и культурного пространства, и даже самой европейской идентичности", — заявил российский премьер.
По его словам, в связи с наплывом беженцев и мигрантов обостряются социальные проблемы, растет взаимная нетерпимость, ксенофобия, которая все чаще перерастает в прямую агрессию, а под видом беженцев в европейские страны проникают тысячи экстремистов.
"Мы с сожалением видим подрыв нужных и для России механизмов. Имею в виду угрозу развала Шенгенской зоны. Со своей стороны мы готовы помочь в решении миграционных проблем. В том числе принимая участие в нормализации ситуации в конфликтных регионах, откуда идет основной поток беженцев. В первую очередь в Сирии", — сказал Медведев.
Причиной таких катастрофических последствий, по его словам, являются и безуспешные попытки пересадить модельные, "западные" образцы демократии в совершенно неподготовленную для них среду, которые "привели к разрушению целых государств, превратили огромные территории в зоны военных действий".
"Я вспоминаю, как мои коллеги радовались какой-то период так называемой "арабской весне", ну это просто на моих глазах происходило все это. Ну и где она, современная демократия, в этих странах? Видимо, она приобрела форму ИГИЛ", — обратился российский премьер к присутствующим.
ВО ИЗБЕЖАНИЕ ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ
Медведев заявил, что сегодня по отношению к России западным миром активно применяется доктрина сдерживания. Опасность таких подходов, по его словам, состоит в том, что и через двадцать лет проблемы не решатся, и мир будет обсуждать те же самые темы, если вообще у него будет такая возможность.
"Если, конечно, вообще будет что обсуждать. В рамках Всемирного Халифата дискуссии неуместны", — добавил премьер.
"Есть разные мнения относительно перспектив взаимодействия с Россией. Конечно, такие мнения есть и у нас. Есть ли у нас всех шанс, наконец, объединиться— чтобы ответить на вызовы, о которых я только что говорил? Уверен — да", — отметил он.
Российский премьер напомнил, что современная архитектура европейской безопасности была выстроена на руинах Второй мировой войны и позволила прожить 70 с лишним лет без глобальных конфликтов.
"Да, в этой системе сегодня есть определенные проблемы и сбои. Но неужели нам нужна еще одна, третья мировая встряска, чтобы понять, насколько сейчас необходимо сотрудничество, а не конфронтация?" — сказал он.
Медведев подчеркнул, что сегодняшние внешние вызовы и угрозы должны стать основой для справедливого объединения РФ и Запада. Он напомнил, что на пороге ядерного апокалипсиса в 1960-х две противоборствующие стороны вовремя смогли понять, что никакое противостояние политических систем не стоит жизни людей.
"Я верю, что сегодня мы все и мудрее, и опытнее, и ответственнее, и не разделяют нас такие идеологические фантомы и стереотипы. А те вызовы, которые угрожают всем нам, будут основой не для конфликтов, а для нашего объединения, для справедливого и равноправного объединения, которое обеспечит нам спокойную жизнь еще минимум лет на 70", — заключил он.