Валюта - Sputnik Молдова
Экономика
Читайте самые актуальные новости экономической жизни в Молдове и мире.

Что мешает развиваться авторынку Молдовы

© Sputnik / Rodion Procaautomobile numere bulgare
automobile numere bulgare - Sputnik Молдова
Подписаться
Ситуация вокруг машин с иностранными номерами влияет не только на импорт, но и на перепродажи подержанных авто внутри страны, считает автомобильный эксперт Sputnik Молдова.

Подакцизный импорт легковых машин всех возрастов в Молдову в 2015 году упал на 32% относительно 2014 года. Доля новых машин также снизилась на 28%. Единственное, что росло на молдавском рынке — это количество выданных виньет на полгода для машин с зарубежными номерами, которые, как известно, приехали в Молдову совсем не погостить. За весь 2015 год выдано в два раза больше долгосрочных виньет, чем годом ранее.

Таможня рапортует: виньеты растут

По данным, официально полученным от Таможенной службы Республики Молдова, за весь 2015 год было выдано 414 889 виньет всех типов на общую сумму 89 млн. 408 тыс. леев (порядка 4 миллионов евро). Доля долгосрочных виньет на 180 дней в количественном отношении, как правило, составляет 8-10% от всех выданных. Если же измерять деньгами, то доля долгосрочных виньет составляет примерно 35-40% от всех вырученных средств из этого источника.

Ambuteiaj, transport, транспорт, пробки - Sputnik Молдова
Авторынок Молдовы: результаты 2015 года и перспективы развития

Итак, от продажи 32 тысяч долгосрочных виньет сроком на 180 дней, по 50 евро каждая, бюджет Молдовы за весь 2015 год пополнился на сумму в 1,6 млн. евро. Если же на минуту представить себе, что эти машины на зарубежных номерах вытеснили с авторынка Молдовы подакцизный импорт, то окажется следующее. Бюджет нашей страны не дополучил в виде акцизов при импорте в 10 раз больше, чем от виньет — более 16 миллионов евро (16 тысяч авто при даже минимальном акцизе в 1000 евро).

В итоге министерство финансов РМ салютует, что получена прибыль, а в реальности бюджет теряет десятикратные суммы. А заодно, наши дороги, и воздух вокруг нас, из-за старых чадящих развалин становится просто невыносимым. Посмотрите, какой смог иногда висит над Кишиневом, все это в основном выбросы вредных веществ от автомобилей. Экологи говорят, что летом ситуация в городах может еще больше ухудшиться.

И все это по одной простой причине. Если подакцизный импорт хоть как-то регулирует возраст ввозимых в страну машин (не старше 10 лет), то при временном импорте никаких ограничений нет. Таможня Молдовы не имеет права отказывать во временном импорте никаким автомобилям, вне зависимости от года их выпуска. Иногда смотришь на такие автомобили на литовских номерах и думаешь, что они приехали в Молдову на пенсию.

Считаем деньги

Для того, чтобы импортировать в Молдову с выплатой акцизов подержанный автомобиль с мотором 1600 кубиков, предположим, 2008 года выпуска, надо заплатить в бюджет Молдовы 1344 евро. А также застраховать его ОСАГО на 1 год за 36 евро. Итого расходов при импорте 1380 евро или 30 800 леев по нынешнему курсу.

Автомобильная пробка - Sputnik Молдова
Экономика
Авторынок Молдовы зажат в тиски

Если вместо этого, временно импортировать этот же автомобиль на иностранных номерах, купить виньеты и обязательное страхование в РМ на 1 год, и не растамаживать его, то все расходы за первый год составят 170 евро (два раза по 50 евро и 70 евро страховка для иностранного авто). Или 3 800 лея по нынешнему курсу.

Выходит что, только на одном отдельно взятом автомобиле, потери от либерализации законодательства в отношении иностранных авто обходятся государству в 27 000 леев.

Если в год выдавать по 10-20 тысяч таких «длинных» виньет, стоимостью по 50 евро, то потери государства за тот же период составят 250-500 миллионов леев.

Кто виноват и что делать

В результате всего машины на иностранных номерах, завозимые в Молдову преимущественно перекупщиками, буквально оккупировали улицы страны. Чего только не увидишь, например, в Кишиневе! Жаль не удалось запечатлеть на камеру, как за руль 15-летней Вектры на литовских номерах садился полицейский в форме.

Единственное, где не так уж много машин на иностранных номерах, как можно было подумать, это авторынок Прункул. Как оказалось, на авторынок в последнее время зачастили представители Politia Rutiera, которые стали проверять наличие виньет и их подлинность. А зачем перекупщику тратиться на виньету, если можно быстренько продать авто и перенести это финансовое бремя на плечи покупателя? К слову, доверенность на управление машиной на имя покупателя — тоже не проблема. За ней местным умельцам даже не надо ехать в Литву или в Болгарию.

Автосалон. Прототип Toyota - Sputnik Молдова
Мировые продажи авто: четвертый год подряд один и тот же лидер

Ситуация с машинами на иностранных номерах влияет не только на импорт, но и на перепродажи подержанных авто внутри страны. Взять, к примеру, самый популярный интернет-ресурс по продаже подержанных машин в Молдове — 999.md. По данным на 23 февраля 2016 г. только лишь на «девятках» продавалось 13 527 авто (!!!) на зарубежных номерах (большинство их которых с литовскими либо болгарскими номерами). Это, хочу отметить, составляет 20% от всего количества подержанных легковых машин, что продаются сегодня на сайте. Опять же для примера, машин с регистрацией в Приднестровье на том же сайте 999 продается в десять раз меньше — чуть более 1000 штук.

От общего числа продающихся внутри страны нерастаможенных машин на иностранных номерах, 89% — старше 7 лет.

Говорить о техническом состоянии такого автопарка и о том, сколько таких авто попадет в статистику дорожно-транспортных происшествий, совсем не хочется.

Муравьиная кислота вместо бензина: голландцы показали "автомобиль будущего" - Sputnik Молдова
Видео
Муравьиная кислота вместо бензина: голландский "автомобиль будущего"

Поэтому, временный ввоз автомобилей во все остальные европейские страны тоже разрешен, но он ограничен сроком 90 дней на протяжении одного года. То есть, только 3 месяца в году машина на зарубежных номерах может ездить по дорогам условной Германии или Италии. А потом должна покинуть ее пределы до следующего календарного года. В нашей же стране, долгосрочная виньета может быть выдана на срок 180 дней, а по прошествии полугода виньету можно без проблем продлить. Это дало возможность перекупщикам полностью отказаться от необходимости растаможки, что, в свою очередь, завалило молдавский автомобильный рынок и сделало экономически невыгодным платить акцизы за импорт.

Предложений по увеличению стоимости долгосрочной виньеты с 50 до 115 евро за полгода, что озвучило в декабре прошлого года Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры РМ, явно не достаточно. На данный момент, разница между акцизом и виньетой в Молдове — десятикратная. И новому правительству надо в корне менять ситуацию, отказавшись от лазейки в законе в пользу современного и экологически безопасного автопарка.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0