Социальный ролик о дружбе, Алма-Ате 40-х годов и судьбах людей, переживших войну, представили зрителям телеканал КТК и Фонд Первого Президента в канун праздника 9 мая. Генеральный продюсер КТК Даурен Меркеев рассказал ИА Новости-Казахстан о том, что перед командой проекта "Один народ, одна страна, одна судьба" стояла задача уместить в трехминутном формате энергетику, сюжетную линию и эмоциональный накал, которого хватило бы и на полнометражный фильм.
- Даурен, о чем эта ваша работа?
— Это история о дружбе. Таких историй, наверное, миллион — про ребят, которые вместе росли, дрались район на район, потом уходили на Великую Отечественную, и спустя годы встречались там же в своих стареньких дворах. Главная задача, которая перед нами стояла, окунуть зрителя в Алма-Ату 40-х годов. Не знаю — получилось или нет. Потому что в отличие от России или Украины, где масса фильмов, сериалов на эту тему, у нас про то время практически ничего не снимают. Но ведь это неправильно, что мы все это стираем из памяти. Поэтому стояла задача воссоздать эту алма-атинскую атмосферу с каркасно-камышитовыми домиками, музыкой из патефонов, а главное — с людьми разных национальностей, которые вместе переживали и радости, и горести. Другое дело, что о каких-то вещах сегодня очень сложно рассказывать. Но ведь были вещи абсолютно разумные, понятные и человеческие: такие как дружба, взаимопомощь, нормальные такие человеческие отношения.
- Как вам удалось найти в Алматы уголок, в котором получилось воссоздать атмосферу тех лет?
— Мы долго ездили, долго искали, потому что город очень сильно изменился. Это в Одессе советское время можно снимать без проблем. В любой двор зайди и снимай. Или в Тбилиси. И историю 1941 года там снять достаточно легко. У нас же с этим сложно было. Снимали монтажно. Может показаться, что это был один двор, но на самом деле это две разные локации. Одна точка за Никольским рынком, там сохранился такой островок — два или три дома. А вторая точка, где мы дворы снимали, находится возле Политеха.
- Какие-то атрибуты современности, наверное, все же пришлось убирать из кадра?
— Постпродакшн был тщательный, в одном месте "лезло" пластиковое окно и его долго-долго чистили. Во-первых, окно белого цвета, а, во-вторых, фактура у пластикового окна не такая, как у деревянного окрашенного окна. Пришлось зачищать на компьютере.
- Вы отметили, что тема советского прошлого стала непростой для кино и телевидения. В чем эта сложность?
— Мы хотели подойти к этой теме очень аккуратно, сделать не пропаганду, а короткометражку о людях, о настоящих чувствах и ценностях.
Мы не хотим своей работой лить воду на мельницу той или иной силы, которые используют День победы и тему Великой Отечественной войны в своих целях. К сожалению, последние годы в канун 9 мая начинаются споры, которые не уместны вообще. Для меня, к примеру, это день скорби. Это светлый праздник, но с другой стороны — это ужасная катастрофа.
Когда говоришь о Советском Союзе, о том, что это время надо помнить и даже в каком-то масскульте, мейнстриме его давать, начинаются иногда передергивания — мол, это имперское прошлое и всё такое. Но наша работа, наши ролики вообще не об этом! Они о людях, о дружбе, об испытаниях, которые народ прошел вместе. Именно с таких позиций мы хотели подойти к теме. К слову, хочу сказать, что команда, которая работала над проектом, была сборной. Основная группа была казахстанская, режиссёр Игорь Стеколенко — с Украины, и вот для них эта тема тоже очень важна. Поэтому я хочу, чтобы этот продукт воспринимался одинаково и нормально всеми и в Алматы, и в Киеве, и в Москве. Потому что это не про национальности, а про чувства, про отношения.
- Правда, что ролики, снятые в прошлом году, были отмечены фестивальными наградами?
— Да, в прошлом году мы отсняли три ролика: про войну, про депортацию немцев в Казахстан в 1941 году и их мобилизацию в трудовую армию, а также ролик про 90-е годы. За них мы получили награды на фестивалях в Бишкеке, в Киеве и в Берлине. У нас была идея: подойти к социальной рекламе с размахом полного метра. Ведь на постсоветском пространстве такое понимание, что социальную рекламу можно делать как попало. А на Западе давно пришли к тому, что социальная реклама должна делаться на таком же, если даже не на более крутом уровне, чем коммерческая реклама. Известные бренды понимают, что участие в таких проектах приносит им намного больше, чем прямое позиционирование в каких-то коммерческих проектах.Была идея снять такие маленькие истории, но чтобы в три минуты уместить и какой-то экшн, и чтобы были переживания и эмоции, и в то же время, чтобы сюжет, идея легко считывались. Вообще, социальная реклама это как раз тот медийный продукт, который легко усваивается аудиторией, которая давно мыслит клипово. Поэтому если и говорить о войне, о нашем общем прошлом, о настоящих чувствах почему бы не делать это через такой формат. Чтобы можно было залить на YouTube, раздавать через WhatsApp.
- Как вам удалось сделать так, что эти ролики так похожи на небольшие по хронометражу, но все же фильмы?
— Если говорить о технологии, то к этой работе мы подошли с позиции настоящего кино. Был тщательный кастинг, задействовали возможности Казахфильма. Были приглашены профессионалы, которые работают в полном метре. В частности, во многом историю сделал наш замечательный художник-постановщик Сергей Доттер — один из крутейших профессионалов в стране. Другие ребята — режиссер и оператор — очень хорошо снимают коммерческую рекламу и музыкальные клипы. И вот тут, как мне кажется, кроется секрет успеха. Ведь они прекрасно знают этот формат, когда за 3 минуты нужно рассказать целую историю. И в то же время у них есть свой стиль, а главное острое желание снимать большое кино. Мы дали им эту возможность. Поэтому они в этом плане горели.
- Насколько я знаю, у вас готовится к выходу на экраны еще одна работа?
— Да, примерно к 15 мая, то есть незадолго до 31 мая, когда в Казахстане отмечается День памяти жертв политических репрессий, мы завершим работу над еще одним социальным роликом, который сейчас находится в монтаже. Он посвящен Акмолинскому лагерю жен изменников родины (АЛЖИР). И если в истории про алма-атинских пацанов имел место художественный вымысел, то в истории с АЛЖИРом все сложнее: там мы много консультировались с экспертами, я выезжал на место, где происходили эти трагические события. Сам лагерь находился под нынешней Астаной, в селе Малиновка. Сейчас там расположен мемориальный комплекс. Но с точки зрения организации съемочного процесса снимать там нечего. Поэтому ролик мы снимали в поселке Долинка под Карагандой, где находилось управление КАРЛАГа. Там до сих пор четыре зоны вокруг, мы снимали прямо рядом с зоной, задействовали ее в съемках. А сюжет базируется на хрестоматийной истории о том, как местные жители не давали умереть с голоду заключенным, бросая в них "камнями", которые, как оказалось, были кусочками курта.