О дружбе, войне и цене Победы

Фото со съемочной площадки "Один народ, одна страна, одна судьба"
Фото со съемочной площадки Один народ, одна страна, одна судьба - Sputnik Молдова
Подписаться
Команде проекта "Один народ, одна страна, одна судьба" удалось уместить в трехминутном формате историю о дружбе в Алма-Ате 40-х годов.

Социальный ролик о дружбе, Алма-Ате 40-х годов и судьбах людей, переживших войну, представили зрителям телеканал КТК и Фонд Первого Президента в канун праздника 9 мая. Генеральный продюсер КТК Даурен Меркеев рассказал ИА Новости-Казахстан о том, что перед командой проекта "Один народ, одна страна, одна судьба" стояла задача уместить в трехминутном формате энергетику, сюжетную линию и эмоциональный накал, которого хватило бы и на полнометражный фильм.

- Даурен, о чем эта ваша работа?

— Это история о дружбе. Таких историй, наверное, миллион — про ребят, которые вместе росли, дрались район на район, потом уходили на Великую Отечественную, и спустя годы встречались там же в своих стареньких дворах. Главная задача, которая перед нами стояла, окунуть зрителя в Алма-Ату 40-х годов. Не знаю — получилось или нет. Потому что в отличие от России или Украины, где масса фильмов, сериалов на эту тему, у нас про то время практически ничего не снимают. Но ведь это неправильно, что мы все это стираем из памяти. Поэтому стояла задача воссоздать эту алма-атинскую атмосферу с каркасно-камышитовыми домиками, музыкой из патефонов, а главное — с людьми разных национальностей, которые вместе переживали и радости, и горести. Другое дело, что о каких-то вещах сегодня очень сложно рассказывать. Но ведь были вещи абсолютно разумные, понятные и человеческие: такие как дружба, взаимопомощь, нормальные такие человеческие отношения.

- Как вам удалось найти в Алматы уголок, в котором получилось воссоздать атмосферу тех лет?

— Мы долго ездили, долго искали, потому что город очень сильно изменился. Это в Одессе советское время можно снимать без проблем. В любой двор зайди и снимай. Или в Тбилиси. И историю 1941 года там снять достаточно легко. У нас же с этим сложно было. Снимали монтажно. Может показаться, что это был один двор, но на самом деле это две разные локации. Одна точка за Никольским рынком, там сохранился такой островок — два или три дома. А вторая точка, где мы дворы снимали, находится возле Политеха.

- Какие-то атрибуты современности, наверное, все же пришлось убирать из кадра?

— Постпродакшн был тщательный, в одном месте "лезло" пластиковое окно и его долго-долго чистили. Во-первых, окно белого цвета, а, во-вторых, фактура у пластикового окна не такая, как у деревянного окрашенного окна. Пришлось зачищать на компьютере.

- Вы отметили, что тема советского прошлого стала непростой для кино и телевидения. В чем эта сложность?

— Мы хотели подойти к этой теме очень аккуратно, сделать не пропаганду, а короткометражку о людях, о настоящих чувствах и ценностях.

Мы не хотим своей работой лить воду на мельницу той или иной силы, которые используют День победы и тему Великой Отечественной войны в своих целях. К сожалению, последние годы в канун 9 мая начинаются споры, которые не уместны вообще. Для меня, к примеру, это день скорби. Это светлый праздник, но с другой стороны — это ужасная катастрофа.

Фото со съемочной площадки "Один народ, одна страна, одна судьба"
Фото со съемочной площадки Один народ, одна страна, одна судьба - Sputnik Молдова
Фото со съемочной площадки "Один народ, одна страна, одна судьба"

Когда говоришь о Советском Союзе, о том, что это время надо помнить и даже в каком-то масскульте, мейнстриме его давать, начинаются иногда передергивания — мол, это имперское прошлое и всё такое. Но наша работа, наши ролики вообще не об этом! Они о людях, о дружбе, об испытаниях, которые народ прошел вместе. Именно с таких позиций мы хотели подойти к теме. К слову, хочу сказать, что команда, которая работала над проектом, была сборной. Основная группа была казахстанская, режиссёр Игорь Стеколенко — с Украины, и вот для них эта тема тоже очень важна. Поэтому я хочу, чтобы этот продукт воспринимался одинаково и нормально всеми и в Алматы, и в Киеве, и в Москве. Потому что это не про национальности, а про чувства, про отношения.

- Правда, что ролики, снятые в прошлом году, были отмечены фестивальными наградами?

— Да, в прошлом году мы отсняли три ролика: про войну, про депортацию немцев в Казахстан в 1941 году и их мобилизацию в трудовую армию, а также ролик про 90-е годы. За них мы получили награды на фестивалях в Бишкеке, в Киеве и в Берлине. У нас была идея: подойти к социальной рекламе с размахом полного метра. Ведь на постсоветском пространстве такое понимание, что социальную рекламу можно делать как попало. А на Западе давно пришли к тому, что социальная реклама должна делаться на таком же, если даже не на более крутом уровне, чем коммерческая реклама. Известные бренды понимают, что участие в таких проектах приносит им намного больше, чем прямое позиционирование в каких-то коммерческих проектах.Была идея снять такие маленькие истории, но чтобы в три минуты уместить и какой-то экшн, и чтобы были переживания и эмоции, и в то же время, чтобы сюжет, идея легко считывались. Вообще, социальная реклама это как раз тот медийный продукт, который легко усваивается аудиторией, которая давно мыслит клипово. Поэтому если и говорить о войне, о нашем общем прошлом, о настоящих чувствах почему бы не делать это через такой формат. Чтобы можно было залить на YouTube, раздавать через WhatsApp.

Фото со съемочной площадки "Один народ, одна страна, одна судьба"
Фото со съемочной площадки Один народ, одна страна, одна судьба - Sputnik Молдова
Фото со съемочной площадки "Один народ, одна страна, одна судьба"

- Как вам удалось сделать так, что эти ролики так похожи на небольшие по хронометражу, но все же фильмы?

— Если говорить о технологии, то к этой работе мы подошли с позиции настоящего кино. Был тщательный кастинг, задействовали возможности Казахфильма. Были приглашены профессионалы, которые работают в полном метре. В частности, во многом историю сделал наш замечательный художник-постановщик Сергей Доттер — один из крутейших профессионалов в стране. Другие ребята — режиссер и оператор — очень хорошо снимают коммерческую рекламу и музыкальные клипы. И вот тут, как мне кажется, кроется секрет успеха. Ведь они прекрасно знают этот формат, когда за 3 минуты нужно рассказать целую историю. И в то же время у них есть свой стиль, а главное острое желание снимать большое кино. Мы дали им эту возможность. Поэтому они в этом плане горели.

Фото со съемочной площадки "Один народ, одна страна, одна судьба"
Фото со съемочной площадки Один народ, одна страна, одна судьба - Sputnik Молдова
Фото со съемочной площадки "Один народ, одна страна, одна судьба"

- Насколько я знаю, у вас готовится к выходу на экраны еще одна работа?

— Да, примерно к 15 мая, то есть незадолго до 31 мая, когда в Казахстане отмечается День памяти жертв политических репрессий, мы завершим работу над еще одним социальным роликом, который сейчас находится в монтаже. Он посвящен Акмолинскому лагерю жен изменников родины (АЛЖИР). И если в истории про алма-атинских пацанов имел место художественный вымысел, то в истории с АЛЖИРом все сложнее: там мы много консультировались с экспертами, я выезжал на место, где происходили эти трагические события. Сам лагерь находился под нынешней Астаной, в селе Малиновка. Сейчас там расположен мемориальный комплекс. Но с точки зрения организации съемочного процесса снимать там нечего. Поэтому ролик мы снимали в поселке Долинка под Карагандой, где находилось управление КАРЛАГа. Там до сих пор четыре зоны вокруг, мы снимали прямо рядом с зоной, задействовали ее в съемках. А сюжет базируется на хрестоматийной истории о том, как местные жители не давали умереть с голоду заключенным, бросая в них "камнями", которые, как оказалось, были кусочками курта.

Фото со съемочной площадки "Один народ, одна страна, одна судьба"
Фото со съемочной площадки Один народ, одна страна, одна судьба - Sputnik Молдова
Фото со съемочной площадки "Один народ, одна страна, одна судьба"

 

Лента новостей
0