Николай КОСТЫРКИН, Sputnik Молдова
Общественные места в Кишиневе и по всей Молдове со вторника, 31 мая, — больше не место для курильщиков, так гласит наделавший много шума антитабачный закон. Из ничего ли этот шум, или что —то в нем есть стоящее для нашего общества, попытался разобраться корреспондент Sputnik.
Судьбоносные десять метров
Центр столицы, недавно открывшееся элитное кафе. Представитель руководства заведения Анна Сытник, очевидно, не кривит душой, говоря, что изначально ее кафе выступает за здоровый образ жизни, за здоровую еду и, конечно же, здоровый воздух.
"Именно поэтому наше кафе изначально планировалось как заведение, где не курят. Рядом с нами отведено просторное место для желающих покурить", — сказала Сытник.
Конечно же, она в курсе о том, что теперь запрет на курение коснется всех заведений общепита и увеселительных мест в стране, и признает тот факт, что это сильно отразится на их выручке. Ведь документ гласит о том, что теперь все бары-рестораны, если и привечают у себя курильщиков, должны будут оборудовать специальные места для курения — на свежем воздухе и на почтительном расстоянии, от 10 метров.
Фотошоп решает все
А молдавский писатель и блогер Сергей Узун не без иронии подмечает, что лица, сведущие в фотошопе и других навыках, смогут благодаря антитабачному закону могут попытаться свести счеты с теми или иными заведениями, не говоря уже о людях.
"Вот, не нравится вам какой-то ресторан, вы открываете старые фото, сделанные там, перебиваете дату и относите в полицию. Можно "похимичить" с помощью фотошопа — и вот вам готовая "улика" для полиции", — пояснил Узун.
В то же время он замечает, что для любого закона нужна доказательная база, а в случае с антитабачным законом в Молдове ее нет. Ведь, нет смысла хватать за руку, когда эта рука уже выбросила дымящуюся сигарету.
"А вообще вся эта подготовка к "привитию" нам здорового образа жизни. Ни у одного магазина не отобрали лицензию на продажу сигарет. Часто табачные изделия приобретают несовершеннолетние. Второе — следовало бы ввести программу о постепенном повышении цен на сигареты, а вырученные деньги — потратить на антитабачную социальную кампанию. А когда пачка сигарет стоит столько же сколько школьный завтрак, ни о какой заботе государства о здоровье нации говорить не приходится", — сказал Узун.
У нас есть европейская мода, которую мы все уважаем, любим и ценим, подчеркивает собеседник, но нельзя же при этом курильщиков загонять в резервации!
"Этот документ направлен не против курения, а против курильщиков, то есть, части граждан страны. Вместо борьбы с продажей табачных изделий — штрафы. Одним словом, все, как и неоднократно прежде, — на откуп простому участковому", — отметил Узун.
Ирония граждан и урны Киртоакэ
Общественный деятель Валерия Бобочел в оценке этой ситуации не столь категорична, но критики и с ее стороны хватило.
Курить запрещено: кто ответит за нарушение антитабачного закона>>>
"Меня очень радует этот закон. Я радуюсь за наших парламентариев. Значит, у них больше нет в жизни проблем, и нет в стране задач, более первостепенных. Все граждане одеты и обуты, всем есть, что кушать. Пенсионеры живут достойно. Наркоманов нигде нет. Злачные заведения пустуют, разврат отступил. Вся наша молодежь вернулась в страну поднимать хозяйство. Одним словом, рай на земле!", — прокомментировала Бобочел.
Она уверена, что и после вступления в силу антитабачного закона те, кто курил, продолжат курить. Правда, прятаться придется, стеречься полицейских и "добропорядочных граждан", желающих помощь правосудию.
Остается лишь добавить, что совсем недавно, когда парламент уже принял проект закона о запрете табакокурения, мэр Кишинева Дорин Киртоакэ распорядился реализовать одно из своих судьбоносных ноу-хау — установить по всему городу урны с пепельницами. В большинстве своем — в тех местах, где теперь курить нельзя. В социальных сетях уже появились комментарии о привлечении Киртоакэ к ответственности за пропаганду этой столь вредной для общества привычке. Эту информацию мэр пока не прокомментировал.