Всемирную известность получил молдавский пожарный Дмитрий Польщин, сотрудник Службы гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций МВД РМ, после того, как его фото попало на обложку американского журнала "Fire Fighter" ("Борец с огнем"), а статья о нашем соотечественнике стала "гвоздем" июньского номера этого издания.
В опубликованном материале рассказывается о поездке Польщина в США на престижный семинар для сотрудников пожарных служб. Кстати, Дмитрий стал единственным представителем Европы, которому посчастливилось попасть на эти мастер-классы от, как считается, одной из самых профессиональных пожарных служб мира — нью-йоркской. С новым героем, показавшим, что пожарные Молдовы, как минимум, ничуть не хуже многих своих иностранных коллег, побеседовал корреспондент Sputnik Николай Костыркин.
- Дмитрий, с чего началась история, венцом которой стала Ваша уже международная популярность среди коллег из многих стран мира?
— Дело в том, что друзья из зарубежной компании, поставляющей оборудование для пожарных служб, пригласили меня в США на семинар по применению нового спецснаряжения. Параллельно там намечалась международная выставка и курсы для пожарных. Принимающая сторона обязалась взять на себя все расходы, кроме оплаты билетов. Но и стоимость дороги за океан и обратно оказалась для меня неподъемной. Мне посоветовали создать краутфаундинговую кампанию (интерактивный способ сбора средств — ред.). Благодаря многим жителям Молдовы удалось буквально за сутки собрать более двух тысяч долларов. И я отправился в Нью-Йорк.
- Вы были единственным представителем Европы на этих тренингах, или Ваши коллеги из других стран региона также там присутствовали?
— Из этой части света я был один, другие коллеги были из США и Канады. Может, это мое "одиночество" и привлекло корреспондентов журнала "Fire Fighter". Мы общались каждый день, результатом этих разговоров и стал материал, изначально привлекший ваше внимание.
- Много ли удалось почерпнуть на этих занятиях?
— В течение десяти дней я ходил на максимальное количество тренингов, а их там было великое множество. Меня интересовало, в первую очередь, то, что актуально для Молдовы, и те проблемы и ситуации, которые у нас пока не изучены. Например, то, что у пожарных называется объемной вспышкой — когда на месте происшествия в одночасье загорается все вокруг. Бесценен в этих случаях опыт тех, кому удалось выжить в столь рискованных ситуациях. Они объясняли, как читать пожар по дыму — предугадывать, куда перекинется пламя, насколько оно может усилиться.
Еще один пример. Незнакомое здание, на мне маска, подсоединенная к баллону с воздухом. А воздуха на три минуты. Маску можно будет снять только когда выберусь из здания. Инструктор нагнетает обстановку: "У тебя воздуха на три минуты, сынок! Ты сейчас умрешь! Что ты будешь делать?".
Пройти все помог опыт — я в пожарной службе уже 13 лет. По итогам тренингов получил два диплома, море впечатлений и новых друзей.
- Как планируете передавать собранный опыт коллегам в Молдове
— Увы, но у нас пока нет необходимой материальной базы для проведения таких занятий — в Штатах для этих целей отводят целые здания. Пока объясняю все, как говорится, на пальцах. Но пожарный пожарного прекрасно поймет в этих вопросах. Так и учимся друг у друга…
– В чем основные различия между пожарными службами Молдовы и США?
– Во-первых, в Америке не такая жесткая структура. Мы здесь при погонах, так как Служба гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций входит в структуру МВД. У нас положений устава гораздо больше, чем у западных коллег. Во-вторых, в США очень много социальных послаблений от государства для пожарных и даже для их семей. У них очень много льгот. И огромное уважение со стороны граждан.
– Как обстоят дела со льготами пожарным в Молдове?
– Пока таковых нет. Но уже готовится законопроект о статусе сотрудника МВД, где в том числе и для пожарных и спасателей будут прописаны льготы.
– Помните свой первый пожар?
– Конечно. Это был 2003 год, пожар на Ботанике. Горело девять домов. Когда ехал туда, очень сильно волновался. За эти годы попадал в крайне опасные ситуации. Один раз, например, в горящем здании, на 14 этаже, надо было помочь выбраться пожилой женщине, но она была очень тяжелой и сама идти не могла. Мы тоже не смогли ее поднять. Поэтому пришлось надеяться только на помощь от товарищей. К счастью, все обошлось.
У меня, вообще-то, несколько дней рождения, как говорится. Один раз в последний момент в реанимации успели откачать… На тот момент я только начал службу пожарным, и вот ситуация: горит верхняя часть строящегося здания, моя задача была сдерживать огонь на крыше, пока коллеги на этажах искали источник возгорания. Зная, что буду работать на открытом воздухе, я не взял с собой аппарат для поддержания кислорода. Надышался дыма… В больницу меня везли на пожарной машине. Из-за полученной критической дозы угарного дыма я не мог пошевелиться, но был в сознании. Представьте ситуацию, когда все слышишь, осознаешь, чувствуешь, как силы покидают тебя, но не можешь произнести и слова. В реанимации счет уже шел на минуты. Пока врачи готовили капельницы, необходимое оборудование, я, пребывая в полном сознании, начал чувствовать, что еще немного, и меня не станет. Но врачам вовремя удалось пробить легкое, чтобы я смог нормально начать дышать.
– Появилось ли у Вас после этого случая желание оставить профессию пожарного?
– Ни в коем случае! Наоборот, именно тогда я полностью уверился в том, что эта служба — мое призвание. Ведь с юности я понял, что хочу помогать людям, сотрудничал с различными благотворительными организациями. А потом в один момент понял, что наилучшим образом смогу проявить себя именно в той профессии, где необходимо спасать жизни. Тогда и пошел в пожарные. За 13 лет ни разу не пожалел о своем выборе.
– Как Ваши родные переживают эту данность — что Вы каждый день рискуете жизнью?
– Нередко мне приходится говорить своему маленькому сыну, что я могу и не вернуться с работы, что он должен быть сильным, заботиться о маме. Но именно мысль о близких, о ребенке не позволяет мне без причины рисковать собой. А вообще люди таких профессий, как моя, связанных с постоянным риском, очень сильно ценят жизнь и стараются не тратить зря ни одной ее минуты. Думаю, что это одно из самых ценных приобретений, которое мне дала работа пожарным — умение дорожить близкими и не расходовать попусту свое время, стараясь вкладываться душой в каждое мгновение.