Уже который день с утра не могу вызвать такси. Перебираю в телефонной книжке пять-шесть городских служб, в ответ слышу — машин нет. И не дождь виноват (никаких природных стихий на этой неделе не было), и не наплыв клиентов (учебный год не начался).
Здесь налицо нежелание (или неумение) собственников компаний грамотно организовать свой бизнес. Проблема такси в Кишиневе стоит остро. Из-за роста курса валют и увеличения стоимости бензина доходы водителей резко снизились, и теперь им выгоднее отказывать диспетчерам и работать на себя. При этом жители Кишинева, привыкшие такси вызывать по телефону или онлайн, не всегда решаются ловить машины прямо с дороги. Собственники служб такси вместо того, чтобы продумать, как наладить свой бизнес, и заново выстроить связи с клиентом, учитывая новые экономические реалии, просто отказывают людям в своей официальной услуге.
Другая ситуация. В Кишиневе все чаще потребители сталкиваются с нарушением их прав в супермаркетах. Или ценники перепутаны, и на кассе клиент понимает, что платить нужно больше, чем он предполагал заранее. Или просрочку товара маскируют, превращая некачественные продукты в "свежие".
Общение с сервисными службами, сантехниками и другим персоналом, который занимается ремонтом, вообще отдельная история. Как правило, эти люди или тянут время, или делают не так, как заказывал клиент, или того хуже — знают, как, по их мнению, должно быть. И в итоге конечный потребитель, вокруг которого в общем-то бизнес и должен "плясать", жалеет, что не в состоянии взять отвертку в руки, молоток или любой другой ремонтный инструмент, чтобы самостоятельно все, что надо починить.
Порой мне кажется, что отечественный бизнес откровенно и давно отвернулся к потребителю спиной. Небольшой рынок играет злую шутку со всеми нами: компании вместо того, чтобы заниматься улучшением качества услуг, целенаправленно делают его хуже и хуже. Потребителю просто некуда уйти. Конкуренция или настолько мала, или ее нет вообще, что клиент никуда не денется — придет, как миленький за услугой, рассуждают наши бизнесмены, глядя на отечественный бомонд. К тому же нынешний хаос в государстве не способствует росту бизнеса, а также качества товаров и услуг, Как говорится, дурной пример заразителен.
Гражданское общество много и часто протестует против отсутствия в стране уровня современного управления бизнесов. Но "воз и ныне там, а Васька слушает и ест" — сам, без тех, кому должен предоставлять свои услуги.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Как молоко "из будущего" попадает на прилавки магазинов Молдовы>>>