Последние летние деньки полыхнули таким информационным жаром на некоторых молдавских известных деятелей от политики, бизнеса и других сфер общественной и финансовой жизни страны, что они до сих пор не могут прийти в себя. И не скоро придут.
Когда явное для некоторых становится очень явным
Заигрались наши унионисты, наши либералы. Установив под покровом ночи несколько лет назад печально знаменитый "камень Гимпу — Киртоакэ", как его окрестили кишиневцы, дядя с племянником регулярно возят в Румынию Траяну Бэсеску горшочки с молдавской землей, назвав ее румынской. Проникнув во власть, используя соглашательские алгоритмы, они, либералы, и их единомышленники уверовали в собственную непогрешимость.
В чем же она выразилась? В том, что идея "унири" скоро будет реализована, так как поддерживается не только властями Румынии, но и западными странами, имеющими определенный политический вес для продвижения ее в жизнь.
А вот наши либералы, особенно главные из них, следуя своему менталитету, верили в то, что чем громче они будут кричать об "унире", тем больше у них шансов воплотить свои мечты в реальность. Верили еще и потому, что кое-что у них до этого получалось. К примеру, превратить Кишинев в большую деревню в худшем смысле этого слова. Верили, потому что используя политический расклад в парламенте, вели там скандальный торг: мы проголосуем за это, а в обмен вы нам дайте то или то.
И получалось до сегодняшнего дня! Подчеркиваю, до сегодняшнего! Очень мне кажется, что в скором будущем роль либеральной фракции в парламенте в виде "ты — мне, я — тебе" сойдет на нет. А вот, что будет потом совсем не трудно догадаться, вспомнив, что творится сегодня в городском хозяйстве Кишинева, заключенных в примэрии столицы контрактах на топливо и многом, многом другом.
Отдельные эксперты высказывают мнение, что нынешняя ситуация, когда сторонники "унири", потеряв чувство безопасности, ринулись в атаку на тех, с чьей руки кормятся, может стать началом политического конца лидера и его команды. Другие же придерживаются мнения, что все происходящее, наоборот, укрепит авторитет главного либерала, хотя значительно сократит количество его "попутчиков". Время покажет. Но в любом случае сегодня можно твердо прогнозировать печальную судьбу их мечты об объединении Молдовы с Румынией.
Инстинкт самосохранения отказал и отдельным румынским политикам
Сегодня становится ясно, что сторонники "унири" с обоих берегов Прута на самом деле верили, что в 2018 году возможно объединение Молдовы с Румынией. Об этом свидетельствует бурная реакция на слова посла США в Молдове отдельных румынских политиков. Его, посла, спикер румынского сената Кэлин Попеску-Тэричану осмелился не только одернуть, но и возмущенно попрекать за высказанное политическое понимание обстановки в мире.
Между тем заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу не преминул поставить таких политиков на свое место, отметив на пресс-конференции в Бухаресте неслучайность высказываний посла в Кишиневе: "Молдова и Румыния — суверенные государства. Мы должны уважать суверенитет и территориальную целостность каждого суверенного государства в Европе. Румыния и Молдова имеют давние исторические связи, и вывод таков, что каждая из них должна быть единственным определяющим фактором своей собственной судьбы".
Крушение надежд — болезненный процесс. Потому мне кажется, что пройдут праздники, спадут эмоции и многие из сегодняшних "смельчаков" соизмерят свои желания и силы с реальностью политических процессов. Сравнят и поймут, что то, что произносят дипломаты различных стран, особенно таких мировых игроков, как Россия и США, не бывает случайным, а является элементом геополитической архитектуры.
В Молдову в праздники доставлен своеобразный ящик Пандоры
Но вернемся к другой теме, ставшей тоже неожиданной для общества. Что хранит "молдавский" ящик Пандоры, доставленный в ночь на 30 августа самолетом из Киева вместе с экстрадированным в Молдову известным бизнесменом Вячеславом Платоном, сегодня точно трудно сказать. У Пандоры — первой женщины, созданной по велению Зевса, как гласит древнегреческий миф, в нем, в ящике таком, были заключены бедствия и несчастья.
Не буду заниматься гаданием на кофейной гуще. Но сегодня ясно только одно — неожиданное задержание Платона в Киеве, попытки сделать его экстрадицию в Кишинев невозможной содержат в себе череду неприятных неожиданностей для отдельных представителей истеблишмента Молдовы и связанных с ними лиц.
В жизни ничего не бывает случайного. А череда совпадений — это уже закономерность.
В канун кампании по выборам президента все случившееся в эти праздничные дни может спутать карты очень многим ее участникам. Не знаю, очистительный ли это процесс, или мы погружаемся в омут очередных разоблачений. Скорое будущее это покажет.
Когда? Наверное, до очередных праздничных дней в Молдове.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.