Молдову издавна принято считать страной поистине талантливых людей. На протяжении XX века наша республика дала Советскому Союзу такие громкие имена, как Мария Биешу, Евгений Дога, Михай Волонтир и многие другие. Однако в последнее время, на глобальном эстрадном или оперном Олимпе особо не видно настоящих звезд мирового уровня, тех, кто на века, а не на мгновение.
Почему таланты бегут из Молдовы? Есть ли место "кумэтризму" в молдавском шоу-бизнесе? Ответы на эти вопросы в эфире студии Sputnik Молдова корреспонденту Андрею Петрику дал Народный артист СССР, Народный артист Молдовы, профессор Михаил Мунтян.
"Меня очень беспокоит общая культура в нашем обществе, потому что, когда слышу, что где-то отец убил своего ребенка, когда я слышу, что внук убил бабушку, когда слышу, что отец изнасиловал собственную дочь, это — результат безответственного отношения государства к культуре, к воспитанию в душах наших граждан самых прекрасных черт", — пояснил Мунтян.
Сейчас, по словам прославленного тенора, в молдавской культуре наступила настоящая эпоха застоя. Этот застой, по мнению маэстро, объясняется тем, что на культуру в Молдове на протяжение четверти века выделяются крохи. Мунтян настаивает: государство должно уделять большее внимание культурному воспитанию детей в общеобразовательных и музыкальных школах, стараться седлать так, чтобы артисты из нашей страны жили, а не выживали.
"Почему поистине талантливые люди стараются покинуть страну? Да потому что любой труд должен быть оплачен по достоинству. В прошлом году одна из моих студенток закончила консерваторию и ее тут же пригласили выступать в Осло. Также моя бывшая студентка Инна Лось поет в США в Метрополитен-опера. Та же Валентина Нафорницэ, которая в Молдове возводится чуть ли не в ранг национальной героини, у себя на родине практически не выступает", — подчеркнул маэстро.
Прославленный тенор объясняет это тем, что к вопросу оплаты труда деятелей культуры в нашей республике остался еще советский подход. Собеседник привел интересный пример: еще 40 лет назад, когда ему довелось стажироваться в знаменитом миланском театре Ла Скала, он ради интереса подсчитал, сколько получал за один концерт знаменитый Лучано Паваротти, и сколько платили за выступление прославленным оперным артистам из бывшего СССР. Тогда, по словам Михаила Мунтяна, картина вырисовалась предельно ясно, также обстоят дела с оплатой труда артистов и в независимой Молдове.
"При таком подходе к проблеме, боюсь, что в ближайшее время могут исчезнуть целые виды искусства. Ведь сейчас я пою спектакль в Будапеште, получаю гонорар, который я обязан пойти сдать в молдавское посольство, и из этого гонорара мне платят сумму, чуть ли не приближенную к среднестатистической зарплате советского инженера. Может молодого, талантливого и амбициозного артиста заинтересовать такая оплата труда?", — задался вопросом собеседник.
Еще одна проблема молдавской сцены, на которую обратил внимание Народный артист СССР, так называемый "кумэтризм". По его словам, сейчас мешок с деньгами зачастую определяет наличие таланта у человека. А о том, что настоящий артист должен вкладывать в душу человека частицу прекрасного, многие напрочь забыли.
"В культуре, в искусстве не место "кумэтризму". Не должна работать схема: "ты мне — друг, и поэтому можешь выходить на сцену", невзирая на отсутствие таланта и достаточного профессионализма. Человек должен выходить к публике не потому, что у него есть всесильный покровитель в верхах или богатые родители, а потому что публика этого артиста обожает", — резюмировал Михаил Мунтян.
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Молдова на родном языке — скачайте мобильное приложение для ваших смартфонов и планшетов.Скачать приложение для iPhone >>
Скачать приложение для Android >>