Sputnik Молдова приводит полный текст обращения.
"Президенту Республики Молдова Игорю Додону, Председателю Парламента Республики Молдова Адриану Канду, Премьер-министру Республики Молдова Павлу Филипу.
Уважаемые руководители Республики Молдова,
Написать это Открытое письмо меня заставили благотворное оживление, серия перемен к лучшему, которые ощущаются в последнее время в направлении поиска и нахождения некоторых решений для конструктивного диалога с целью решения проблемы, которую одни называют "приднестровской", но которую было бы правильнее назвать проблемой реинтеграции страны.
Конечно, по нескольким мотивам я попытаюсь сформулировать некоторые идеи и решения преимущественно, если не исключительно, с точки зрения сферы, в которой работаю: научной, точнее, академической сферы.
Как исследователь, который давно занимается и историей Молдавской Автономной Республики, как предпосылками для формирования МССР — Республики Молдова, я совершенно убежден, что районы левобережья Днестра (чаще называемые Приднестровьем) являются составной, неотъемлемой, неделимой частью Республики Молдова — ведь там живут наши братья, большинство из них искренне стремятся к возвращению к нормальности, то есть к границам до 1990-1991 годов. Абсолютно убежден, что эта пядь земли на левом берегу Днестра — молдавская земля, от которой мы не отказались, не можем отказаться ни с какой точки зрения: гуманитарной, геополитической, социальной, экономической, культурной, научной и т.д.
Сильный аргумент в пользу необходимости возобновления и оживления научных отношений по линии Кишинев-Тирасполь состоит и в том, что написание истории Автономной Республики как части истории государства Республика Молдова очень затруднено, если не невозможно, без вовлечения специалистов и институтов из Тирасполя и других населенных пунктов приднестровского региона.
И еще один элемент большой важности: как специалист могу документально подтвердить, что многочисленные аспекты — и положительные, и отрицательные — эволюции МССР, а потом и Республики Молдова — уходят корнями, причинами, мотивациями именно туда, в левобережье Днестра. Окончательно понять это можно лишь очень хорошо зная ситуацию "на месте", только сотрудничая со специалистами и даже простыми людьми на этой пяди молдавской земли.
В конечном итоге, я руководствуюсь концепцией, что Академия Наук, ученые в целом, должны поддержать руководство государства в решении неотложных проблем, независимо от политико-партийных симпатий.
С этой целью три года назад в выступлении на Генеральной Ассамблее Академии Наук Молдовы я довел до академического сообщества мнения и предложения по "сближению берегов Днестра" и посредством ученых, с их помощью и с помощью академических и университетских форумов Кишинева, как и других городов нашей Республики. Искренне порадовался тому, что эти идеи были почти единогласно поддержаны большинством членов Генеральной Ассамблеи.
Однако, сейчас с сожалением констатирую, что не реализовано ничего из того, что было предложено в моем выступлении для эффективной активизации научно-академического сотрудничества по линии Кишинев-Тирасполь. Более того, похоже, что все забыто…
В том выступлении перед членами Генеральной Ассамблеи АНМ я со всей ясностью говорил, что наша Академия могла бы серьезно, эффективно и с большой пользой содействовать нахождению общего языка с целью ускорить решение так называемой приднестровской проблемы, то есть проблемы реинтеграции страны. Я предложил, чтобы в АНМ был разработан план, проект или даже управление по сотрудничеству между учеными из Кишинева и Тирасполя.
Да, пригласим их участвовать в конференциях, симпозиумах, коллоквиумах, чтобы выслушать нас, и чтобы мы были выслушаны. Чтобы молодые ученые из приднестровского региона могли готовить и защищать докторские диссертации и в Кишиневе.
Тем более, что в Тирасполе работают ценные исследователи в самых разных областях. И учитывая, что проблемы истории или других гуманитарных отраслей все еще представляют собой предмет долгих и сложных споров, считаю, что следовало бы начать с точных наук, потом с естественных и т.д.
Чтобы наметить наболее конкретные пути для научного сотрудничества по линии Кишинев-Тирасполь, как этапа возвращения Приднестровья домой, я предложил, чтобы в Генеральной Ассамблее Академии Наук Молдовы была установлена квота для ученых из Приднестровья — к примеру, 10 или 15 мест членов-корреспондентов или действительных членов Академии наук Молдовы. Они будут переданы в их распоряжение, как еще одно доказательство нашей постоянной открытости к конструктивному, искреннему, коллегиальному и братскому диалогу с Тирасполем.
Я выразил надежду, что однажды присутствие приднестровцев в исследовательских институтах Кишинева станет радостной реальностью. Такими шагами, такими действиями, Академия стала бы платформой, которая пришла бы на помощь властям, а более широко — всему обществу, в поиске новых, надежных, эффективных решений, которые облегчили бы реализацию диалога, столь необходимого всем гражданам объединенной Республики Молдова.
К сожалению, как я отметил и в начале этого Открытого письма, руководство АНМ не дало ход ни одному из этих предложений. Более того, в канун Нового года, в АНМ были предприняты попытки (которые еще продолжаются) с целью избрать новых членов-корреспондентов и действительных членов. Эти попытки были предприняты с грубым нарушением Устава АНМ, регламентов по избранию новых членов.
Складывается впечатление, что спешка и несоблюдение Устава и регламентов АНМ — это не что иное, как желание присвоить эти академические звания определенным лицам из окружения руководства АНМ или из числа его фаворитов.
Излишне говорить, что в списке потенциальных будущих членов-корреспондентов и действительных членов не было ни одного исследователя из Приднестровья…
Учитывая эту ситуацию, позволю себе обратиться, уважаемые руководители, с тем чтобы на следующих выборах в АНМ руководство Республики Молдова приняло участие в установлении определенного числа исследователей из приднестровского региона. Они были бы исследователями и в то же время посланцами Приднестровья, с особым назначением, которые находились бы, в равной мере, в распоряжении и руководства Республики Молдова, и центрального академического форума Кишинева.
… Великий Николае Йорга говорил в своих "Размышлениях": "То, что ты есть — касается тебя, в конце концов, только тебя; то, чего ты желаешь, может относиться и к другим; но то, что ты делаешь, определенно относится ко всем".
Я бы очень хотел, чтобы мнения, которые я изложил в этом Открытом письме, стало тем, что относилось бы ко всем нам, ко всему нашему обществу, ко всему нашему народу — и на правом, и на левом берегу Днестра".
С глубоким уважением,
Академик Валериу Пасат
Кишинев, 15 февраля 2017 года.