КИШИНЕВ, 1 сен — Sputnik. Узбекистан сегодня впервые за 26 лет отмечает главный праздник страны — День независимости без своего многолетнего рулевого Ислама Каримова, сообщает корреспондент Sputnik Узбекистан.
Год спустя
Со дня смерти первого президента республики прошел год. Многие международные эксперты, подводящие своеобразные итоги правления Шавката Мирзиева, почему-то называют это время оттепелью, проводя параллели со временами Хрущева.
Сравнение, скажем прямо, неоднозначное, учитывая тот факт, что Мирзиёев, в отличие от бывшего советского руководителя, не занимался развенчанием деятельности своего предшественника, а наоборот постоянно подчеркивает эту преемственность.
"Пройдут годы, века, но имя первого президента Узбекистана Ислама Абдуганиевича Каримова, его благие дела и свершения навечно останутся в истории нашей страны", — именно так охарактеризовал Мирзиёев вклад Каримова, выступая накануне на открытии его памятника в Ташкенте.
И это показательный пример и месседж всем — элите, западному сообществу и населению. Никакого развенчания не будет, страна пойдет дальше курсом, проложенным Исламом Каримовым, просто теперь изменятся методы и механизмы.
Изменился ли праздник для узбекистанцев? Ответ на этот вопрос может звучать двояко. С одной стороны, он всегда воспринимался больше, как символ новой эры и независимости. Это был показательный праздник, когда школы и спортивные секции, хореографические и музыкальные секции по мановению волшебной палочки различных министерств давали импровизированные концерты в парках города, а эстрадные звезды — на больших площадках. Народ же всегда относился к празднику, как к еще одному выходному дню в преддверии начала учебного года и осени.
При этом такая массированная подготовка со стороны госорганов, не то чтобы заставлявших, а мягко призывавших артистов и музыкантов принять участие в этом празднике, сделала своё дело. Молодежь всегда стремилась воспользоваться случаем и посетить места, где организовывались выступления, чтобы посмотреть на любимых артистов, ну и за одно приобщиться к небольшим порциям политинформации и пропаганды.
Изменился ли такой подход сегодня. Пока, к сожалению, нет. Все те же показательные выступления кружков, певцов и музыкантов, разных калибров и жанров. Так сказать, сделали все для галочки, и отправился по своим делам. Каждый год одна и та же программа, одни и те же походы. Ничего нового.
"Мы каждый год в День независимости находим время и выбираемся в центр, в один из парков. И дело, конечно, не в самом празднике, он все последние годы отдавал какой-то административщиной. Все по разнарядке. Для нас с семьей это лишний день отдыха, можно побыть с друзьями, отдохнуть, посидеть в кафе. В этом году есть определенные изменения, но они не такие явные, как хотелось бы. На ум приходит "совок". Вот пока в нем и живем", — поделилась со Sputnik жительница Ташкента Мадина.
И все же со стороны чувствуются определенные изменения в отношении власти к этому празднику или скорее к народу, который его празднует. Раньше, например, в центре города перекрывались десятки улиц, что вызывало серьезные пробки, а значит проблемы и негодование у простых граждан. Сегодня все по-другому, перекрываются только те улицы, которые необходимы, да и то на небольшое время. Правда отношение правоохранительных органов пока не изменилось — везде окрики, это не снимай, туда не ходи, снег бака попадет и все в таком же духе.
Две стороны одной медали
Впервые за долгое время в стране праздник независимости совпал с Курбан-хайитом. Многие иностранные эксперты опять же увидели в этом странную подоплеку, рассуждали, что будет важнее для Узбекистана — гражданский или религиозный праздник. Они, основываясь на непонятно каких умозаключениях и фактах, отмечали, что Мирзиёев, как плоть от плоти советский функционер, отдаст предпочтения гражданской составляющей. Расставил все точки над i сам президент.
"Сегодня наш народ наряду с праздником независимости также с большой радостью встречает священный Курбан-хайит. В совпадении этих двух светлых праздников есть особый символический смысл", — отметил он в своей поздравительной речи накануне.
Здесь сразу стоит дать пояснения, что все государственные праздники узбекистанцы воспринимают исключительно как выходные дни, как повод встретиться с друзьями, выполнить религиозные традиции, приготовить плов, раздать его малоимущим. За прошедшие 26 лет в стране так и не родилась так называемая гражданская самоидентичность, как например в России, когда люди с флагами и лицами, раскрашенными в триколор, идут на Красную площадь. В Узбекистане все мило, по-семейному. Даже в парках, где проводятся празднования, символика только на сцене, в городе — на столбах и транспарантах. Люди же более приземлены.
Поэтому религии в стране уделяется намного большее внимание нежели гражданскому празднованию. Причем религиозное празднование в Узбекистане также отличается своим колоритом, чувствуется что здесь не обошлось без влияния зороастризма и других народных верований.
За день до Курбан-хайита в Ташкенте можно было увидеть интересную картину — практически вся Малая кольцевая автомобильная дорога была усыпана стадами баранов, которых по традиции приносят в жертву. Их стоимость варьировалась в пределах от 1 миллиона сумов и выше в зависимости от веса. И все в стране это воспринимают нормально, без особых истерик и негодования.
Спокойное отношение населения к происходящему демонстрирует и тот факт, что в стране никогда не было дискуссии, где резать баранов. Здесь нет специально отведённых мест, специальные мясники режут животных прямо у хозяина дома. Сегодня в тысячах махаллей по всей стране мясо этих баранов раздается малоимущим, всем тем, кому нужна помощь, готовится плов, который также раздают соседям и знакомым. Также готовят и халису — кашу, где баран варится целиком.
В общем в Узбекистане мирно сосуществуют и гражданский и религиозный праздник. Это происходит потому, что люди празднуют по сути одно — мир и спокойствие в стране. Они воздают должное всевышнему и государству, делятся тем, что у них есть с нуждающимися.