КИШИНЕВ, 24 фев — Sputnik. Ресторан в Молдове — больше, чем ресторан. Это место, где встречаются родственники и соседи, соединяются города, районы и даже континенты. Основной массой населения ресторан воспринимается как место проведения свадьбы или кумэтрии (крестины). Культура элитного питания, как впрочем, и профессия ресторатора в нашей стране только развивается.
К счастью, мы пускай и медленно, обретаем знания в области тонких ресторанных материй — фирменных блюд и элитных посиделок. Как понять, какой ресторан по-настоящему хорош, а какой пытается таким казаться?
Sputnik Молдова обратился за разъяснениями к эксперту — нашему земляку, состоявшемуся ресторатору в одной из стран СНГ, Геннадию Быткэ. Он сформулировал основные признаки плохих ресторанов.
Всеобъемлемость.
Когда ресторан позиционирует себя как "Кавказская кухня" или "Восточная кухня", это говорит об отсутствии настоящей специализации и профиля. Это должно насторожить. Тем более странно читать про "европейскую кухню". Сюда же относятся огромные меню с блюдами абсолютно разной кухни мира. Не может повар или бригада поваров так "распыляться".
Жлобство.
Именно оно способно испортить настроение и воспоминания о хороших блюдах. Хлеб к дорогому супу за отдельную плату, печенье к чаю за деньги, тщательно подсчитанная стоимость долек лимона. Все это говорит о жадности и глупости хозяина. Человек, который экономит на мелочах, обязательно попытается сэкономить и на качестве блюд, и на зарплате персоналу. Жадный мистер Крабс, владелец закусочной из мультфильма про Спанч-Боба, забавен только на экране. В жизни от таких типов нужно держаться подальше.
Неадекватность официантов.
Настоящий официант — это не студент или школьник, который подрабатывает, когда в заведении много клиентов. Официант — это психологический склад, он должен быть профессионалом. Официант обязан разбираться в блюдах, должен давать дельные советы, он должен быть настоящим психологом. Знать, что такое аллергия на злаки или на клубнику, и должен предлагать альтернативу. Он не должен быть назойливым, не должен лезть в душу, не переставая что-то "впаривать".
Пустота.
Если ресторан не популярен, или используется сезонно (для свадеб, например), а в остальное время года он пуст. Это очень дурной знак. Такой ресторан нужно воспринимать как палатку для сельской свадьбы, которая вне свадеб свернута и лежит в гараже. Хороший ресторан — это всегда популярный ресторан, где, порой, приходится заранее резервировать места.
Чистота.
Это очевидно, но об этом тоже нужно напомнить. В ресторане должен чувствоваться запах уюта, а не кухни или моющих средств. "Лицо" ресторана, как ни странно, — это туалет. По мишленовским правилам мусорная корзина в туалете не может предоставить вам информацию о действиях предыдущего посетителя. Убирать нужно сразу за гостем.
Тревожных признаков у ресторанов на самом деле больше, утверждает Геннадий Быткэ, но самые главные мы перечислили. Есть ли в Молдове рестораны, которые отвечают требованиям самого строго гостя и лишены "тревожных звонков"? Конечно, есть.
Наверняка читатели Sputnik Молдова знают о таких. Но не стоит забывать — в рейтинге ресторанов "Красный гид Мишлен" молдавских ресторанов пока еще нет. Когда они там появятся — об этом эксперты судить не берутся.