Ровно тридцать лет назад, 15 февраля 1989 года, последние соединения 40-й армии прошли по мосту Дружбы через пограничную между СССР и Афганистаном реку Амударью. Последним пересек рубеж командарм Борис Громов. За спиной генерала оставались маневренные группы пограничников, прикрывавшие отход, и многочисленные сторонники афганского просоветского правительства — чиновники, офицеры, учителя.
Споры о правильности этого решения не прекратятся никогда, а оценки тех событий еще очень долго будут противоречивы и противоположны, считает писатель и журналист Михаил Лупашко.
А тогда, в апреле 1988 года, когда правительства Пакистана и Афганистана при участии СССР и США, в качестве гарантов, подписывали Женевские соглашения, которые должны были урегулировать вооруженный конфликт в Афганистане, а также определяли график вывода советских войск из страны, казалось, что на афганскую землю это принесет мир.
Ведь идея этого документа, отметил собеседник, как раз и заключалась в том, чтобы все страны самоустранились от вмешательства во внутренние дела Афганистана, а афганцы, на основе мирного консенсуса, съезда народно-племенных и религиозных объединений, провели всеафганский совет и перешли бы к демократической форме правления.
Никак основ либеральной демократии, конечно, тогда заложено не было, как и не удалось превратить Афганистан в процветающую страну.
По мнению Лупашко, этого не произошло, потому что Советский Союз вывел свои войска, а американцы, саудиты и все, заинтересованные в продолжении конфликта стороны, не перестали поддерживать силы, которые вели войну в Афганистане. Поэтому эта война тогда не могла закончиться.
"Она приобрела настолько чудовищные формы, нанесла такой удар по гражданскому миру и по основам государственности Афганистана, что сейчас невозможно говорить о том, что там существует консолидированное государство", - сказал писатель в эфире программы "Экспертиза".
Нельзя забывать и о судьбе тысяч людей – целой социальной прослойки, которая ратовала за установление гражданских свобод в привычном нам, светском понимании. Вывод советских войск для них означал или побег из страны, или гибель.
"Если говорить о том, какой исход был у союзников Советского Союза – афганских офицеров, специалистов, учителей, то те, кто не успел выйти, все были уничтожены радикальными джихадистами", - добавил он.
Поэтому понятно, почему сегодня к тому историческому решению относятся по-разному. Подогревают противоречивую оценку и события, свидетелями которых стало человечество в последующие десятилетия.
Возможно тогда, вывод советских войск был неизбежен, но, наверное, надо было оставить хоть какое-то военно-политическое присутствие в этой стране, заключил гость студии.