В Молдове стартовала предвыборная кампания. Целый месяц граждане страны, которым теперь ежедневно напоминают, что они — избиратели, будут чувствовать к себе повышенное внимание политиков, а 24 февраля пойдут на избирательные участки. Но что будет дальше, каким станет исход выборов, здесь ясности нет никакой.
Зато эмоций в декларациях партийных лидеров и в кухонных дискуссиях, что ведут жители страны, более чем достаточно. Ведь февральские выборы — это не только вопрос власти в Молдове, но и обострение геополитической схватки. Продолжится ли конфронтация с Россией, где трудятся до полумиллиона граждан Молдовы, или же победит линия на взвешенное сотрудничество и с Востоком, и с Западом? Многое зависит от результатов выборов в 2019 году, и электоральная гонка этой зимой предстоит горячая, на грани кипения.
Правда, гонка эта, не исключено, может превратиться в затяжной марафон, такой же мучительный, как пятидесятикилометровая дистанция в 60-градусный мороз.
Президент надеется на большинство
Парламентские выборы впервые будут проходить по смешанной избирательной системе, 50 депутатов будут избраны по партийным спискам, а 51 — по одномандатным округам. Но ни в округах, где начинают свои кампании кандидаты-одномандатники, ни в партийных списках не значится фамилия Игоря Додона.
Президент отказался от личного политического участия в выборах. По словам Додона, он в качестве главы государства намерен сосредоточить внимание на внутренней и внешней программе стратегического развития Молдовы.
"Я сделаю все возможное, чтобы достичь консенсуса в стране", — сказал он, оглашая свое решение. И развил эту тему за день до старта избирательной кампании, выступив с заявлением на приеме для иностранных дипломатов. Додон сказал, что искренне желает, "чтобы выборы закончились образованием единого и прочного большинства, которое сформирует совершенно новое, более ответственное правительство, ориентированное на социальные программы".
Президент разве что руку к сердцу не приложил, произнося свою речь, и в искренность главы государства легко поверить. Четыре года, минувших после выборов в 2014-м, иначе как "смутным временем" и не назовешь.
Политические скандалы, "холодная война" между возглавленным Демпартией парламентским большинством и президентом, "временные импичменты" главы государства. Неоткуда в такой обстановке взяться прогрессу, кроме прогрессирующего во властных структурах паралича.
Виден ли консенсус в конце тоннеля
Согласие в обществе и прочное большинство в парламенте — такая конъюнктура помогла бы наладить баланс в международных отношениях, как с Западом, так и с Востоком, сохранить статус нейтралитета, остановить "сползание в НАТО" и вернуть Молдову в естественное русло здоровых реформ, которые так необходимы для страны, считает Додон.
И действительно, общественный консенсус — это дивная мечта всякого здравомыслящего гражданина в молдавском обществе, жестко, и даже жестоко расколотом по линии между Западом и Востоком.
Однако возможно, что и после 24 февраля общенациональное согласие останется несбыточной мечтой. Далеко не факт, что по итогам февральских выборов в молдавском парламенте удастся сформировать хотя бы какое-нибудь большинство — об этом уже сейчас толкуют обозреватели, изучая итоги соцопросов. И даже сам президент Додон открыто говорит, что готов и к такому сценарию.
Удастся ли избежать досрочных выборов
"Если не будет создано парламентское большинство, не исключаю, что в этом же году будут организованы и досрочные парламентские выборы. Говорю об этом потому, что вероятность создания альянса между любыми из формирований, которые войдут в парламент, очень мала", — заявил Додон иностранным дипломатам.
По результатам соцопросов, после выборов в парламенте и вправду может возникнуть клинч — это когда боксеры на ринге сцепляются намертво, топчась на месте, и ни один не может нанести нокаутирующий удар. Геополитический фактор здесь вновь играет ведущую роль, как и в 2014 году.
Первое место в симпатиях избирателей, по всем опросам, уверенно удерживает пропрезидентская Партия социалистов, которая выступает за стратегическое сотрудничество с Россией. И вопрос "Сумеет ли ПСРМ в одиночку завоевать парламентское большинство?" — сейчас самый главный.
Вокруг этого вопроса крутятся все прогнозы, опросы, слухи, сплетни и, чего уже греха таить, — откровенные провокации, которых стоит ожидать во время предвыборной кампании.
На кого ставит Запад на выборах-2019
Ничтожно малое количество избирательных участков, которые будут открыты в России, всего 11 из 125 зарубежных, свидетельствует, что перспективу победы социалистам постараются осложнить до предела.
Игорь Додон назвал это решение ЦИК дискриминационным, ранее он призывал власти Молдовы открыть в России не менее 150 участков — для сотен тысяч наших граждан, что работают в РФ. Однако в ответ чиновники делают большие глаза — мол, имейте совесть, мы и так увеличили "квоту". Ведь на выборах президента Молдовы в России было открыто всего восемь участков. А на парламентских выборах 2014-го и вовсе пять. Видите, какой прогресс.
На то, что социалисты "не дотянут до берега" и не смогут создать большинства, надеются, затаив дыхание, их прозападные оппоненты — Демократическая партия, что возглавляла большинство в парламенте в последние годы, и блок ACUM во главе с Майей Санду и Андреем Нэстасе, занявшие нишу "прорумынских лидеров" после позорного провала Михая Гимпу с его либералами.
Враг моего врага — мой враг
Перед стартом кампании прогнозы отдавали двум этим формированиям, вместе взятым, лишь ненамного меньше мандатов, чем социалистам. То есть, силы распределились на линии "геополитического раскола" почти поровну, однако не в пользу Запада, "кинувшего" Молдову со вступлением в ЕС.
Демпартия позиционирует себя в роли локомотива европейской интеграции и сотрудничества Молдовы с НАТО. Именно при правительстве демократов влияние ЕС и США в Молдове достигло пика и осложнилось тяжелой политической конфронтацией Запада с Россией.
Лидеры блока ACUM даже еще более бурно, чем демократы, клянутся в верности США, НАТО и Евросоюзу — именно в такой последовательности. Они заигрывают с унионистами, а социалистов ненавидят и обзывают "рукой Москвы", то и дело неуверенно вворачивая в дискурс фразу "гибридная война".
Однако прозападные Майя Санду и Андрей Нэстасе считают прозападную же Демпартию своим заклятым врагом. И мысль о возможной парламентской коалиции между ними даже самого закоренелого и циничного политолога способна бросить в нервную дрожь. В Молдове принято соглашаться, что эмиссары США обладают большим опытом по "лепке" самых невероятных коалиций. Но в этом случае, пожалуй, и американских спецов не ждет ничего, кроме глубокой депрессии от провала.
Невеселые перспективы с нежелательным исходом
Чем ближе дата выборов, тем яснее для Молдовы вырисовывается альтернатива — или ясная и безоговорочная победа социалистов, или вероятный провал попытки сформировать правительство с перспективой втягивания страны в мучительную процедуру досрочных выборов. Возможно, даже нескольких, на фоне вакуума власти и нарастающей анархии в регионах.
Любая "мутность" в поствыборных процессах для Молдовы сейчас — нож острый. Вспоминая серию "пятиминутных импичментов", устроенных парламентом президенту, и перебирая коллекцию удивительных решений Конституционного суда, избирателям стоит быть готовыми буквально к чему угодно.
Впрочем, готовыми хотят быть не все. Молдавские граждане "голосуют ногами" — темпы миграции из страны растут. Напомним, что по прогнозу ООН, к 2050 году Молдова рискует потерять еще четверть нынешнего населения. Отношение зарубежных инвесторов к нашей стране становится все более скептическим.
И если так и пойдет и дальше, каждые "очередные внеочередные" выборы у нас будут все больше напоминать торжественные похороны. Где все речи на одну тему: "Она была хорошей страной".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.