КИШИНЕВ, 29 сен — Sputnik. Полемика президентов России и США Владимира Путина и Барака Обамы, причем как заочная, так и при личной встрече, стала одним из главных событий первого дня недели высокого уровня на юбилейной 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, которая проходит в Нью-Йорке.
Ровно год назад с этой же трибуны Обама поставил Россию в один ряд с такими глобальными угрозами, как экстремистская группировка "Исламское государство" и лихорадка Эбола. На этот раз американский президент был более сдержан в оценках, но все-таки разногласия скрыть не удалось. И в отличие от прошлогодней Генеральной ассамблеи Путин смог лично ответить оппоненту — как в своем выступлении, так и на двусторонней встрече.
РИА Новости проследили за словесной дуэлью двух президентов и выбрали ее наиболее интересные моменты.
Украина и санкции
Речи лидеров США и России, которые выступали с трибуны Генассамблеи вторым и шестым соответственно, во многом пересекались, однако лишь по набору тем, а не по оценкам и мнениям.
К примеру, оба говорили об Украине. Обама привычно обвинил Россию в агрессии против этой страны. "Мы понимаем глубокие и сложные исторические отношения между Россией и Украиной. Но мы не можем принять грубое нарушение суверенитета и территориальной целостности какой-либо страны", — заявил американский президент.
Именно поэтому, по его словам, США и их союзники были вынуждены ввести антироссийские санкции. "Это не из-за желания вернуться к холодной войне", — подчеркнул Обама и заверил, что Вашингтон не стремится изолировать Россию. "Мы хотим, чтобы Россия была сильной, чтобы она вместе с нами укрепляла международную систему", — заявил лидер США.
Российский президент, в свою очередь, обвинил в нынешнем кризисе на Украине Запад.
"Сначала продолжили линию на расширение НАТО. Для чего, спрашивается? Затем поставили постсоветские страны перед выбором: быть им с Западом или с Востоком? Рано или поздно такая конфронтационная логика должна была обернуться серьезным геополитическим кризисом. Это и произошло на Украине, где использовали недовольство значительной части населения действующей властью и извне спровоцировали вооруженный переворот. В итоге вспыхнула гражданская война", — сказал Путин.
Затронул российский президент и вопрос санкций, которые, по его мнению, вводятся не со столь благородными целями, как декларируют США. "Сегодня чуть ли не нормой стали односторонние санкции в обход Устава ООН. Они не только преследуют политические цели, но и служат способом устранения конкурентов на рынке", — считает Путин.
Кстати, украинская делегация во главе с президентом Петром Порошенко этих слов не услышала. Представители Украины предпочли на выступлении российского президента не присутствовать. Впрочем, тот не обиделся. "Я не заметил, что президент Украины не присутствовал на моей речи", — заявил Путин. "Мне в принципе не очень важно, чтобы присутствовали все без исключения, тем более те, кому это неинтересно", — добавил он.
Асад — диктатор или борец с ИГ
Разошлись президенты и по сирийскому вопросу, который в преддверии их выступлений и личной встречи называли в качестве темы, способной улучшить отношения России и США. Однако серьезно продвинуться вперед не удалось. Разногласия, как и раньше, вызывает вопрос о судьбе сирийского президента Башара Асада. В последнее время появились намеки на то, Запад во главе с США может пересмотреть свою позицию о необходимости немедленного ухода сирийского лидера и решит, что готов с ним говорить. Обама эти надежды фактически похоронил.
Он с ходу назвал Асада тираном, "которые сбрасывает бомбы и убивает невинных детей", диктатором, который "погубил сотни тысяч жизней". С таким человеком разговаривать, естественно, не о чем. "Реализм требует управляемого перехода власти от Асада к новому лидеру и инклюзивному правительству, осознающему, что этому хаосу надо положить конец", — уверен Обама.
А вот Путин, наоборот, полагает, что Асада надо поддерживать. "Считаю крайне важным помочь восстановить государственные структуры в Ливии, поддержать новое правительство Ирака, оказать всестороннюю помощь законному правительству Сирии", — заявил российский президент в своем выступлении.
Он пояснил, что поддержка Дамаска тем важнее, что только лояльные Асаду силы и курды сейчас реально борются против экстремистской группировки "Исламское государство". "Считаем огромной ошибкой отказ от сотрудничества с сирийскими властями, правительственной армией. С теми, кто мужественно, лицом к лицу сражается с террором. Надо, наконец, признать, что кроме правительственных войск президента Асада, а также курдского ополчения в Сирии с "Исламским государством" и другими террористическими организациями реально никто не борется", — подчеркнул Путин.
ИГ как новый Гитлер
Разных точек зрения президенты России и США придерживаются на сами причины возникновения феномена "Исламского государства". Из выступления американского лидера можно понять, что просто так получилось. По его словам, ИГ "появилось из хаоса в Ираке и Сирии".
Однако Путин предпочитает объяснять причины зарождения "Исламского государства" более прозаически. "Само "Исламское государство" возникло не на пустом месте. Его также поначалу пестовали как орудие против неугодных светских режимов", — подчеркнул российский президент.
"Лицемерно и безответственно выступать с громогласными заявлениями об угрозе международного терроризма и при этом закрывать глаза на каналы финансирования терроризма, в том числе за счет наркобизнеса, нелегальной торговли нефтью, оружием, либо пытаться манипулировать экстремистскими группировками, ставить их себе на службу для достижения собственных политических целей", — добавил Путин.
Справиться с этой угрозой, по его мнению, можно только коллективными усилиями, только путем создания новой коалиции, которая могла бы стать аналогом антигитлеровской коалиции 1940-х годов. "Что касается сравнения их (боевиков ИГ) с нацистами, думаю, ни у кого не вызывает это удивления. Смотрите, какие зверства они творят, начиная от обезглавливания людей, сжигания их заживо, уничтожения памятников мировой культуры и так далее. Разве не напрашивается эта параллель? Именно так нацисты и вели себя в свое время", — считает российский президент.
Американец в русской комнате
Ближе к вечеру от заочного общения лидеры России и США перешли к личному. Беседа Путина и Обамы, кстати, проходила в так называемой русской комнате ООН. Это помещение для консультаций было оформлено российской стороной, которая получила право на это от секретариата ООН в знак благодарности за внесение дополнительных финансовых средств на реконструкцию штаб-квартиры Всемирной организации. Автором проекта выступил заслуженный художник России архитектор Александр Конов, взявший за основу художественного оформления зала традиционный для русского севера мезенский орнамент — на занавесе и деревянных панелях, украшающих зал.
Встреча двух лидеров затянулась: она продлилась почти вдвое дольше запланированного и продолжалась около полутора часов. Сторонам, судя по всему, удалось обсудить многое. "Что касается сегодняшней встречи, то она была очень полезной и — что особенно приятно — очень откровенной", — подтвердил Путин по окончании мероприятия.
Впрочем, дальше откровенности дело не ушло. Хотя и российская, и американская сторона по окончании переговоров заверяли, что готовы к конструктивной работе, конкретных результатов не озвучил никто. А вот разногласия, по признанию президента России, никуда не делись. "Они в принципе известны, здесь нет необходимости их повторять", — сказал он.
В целом, по словам Путина, отношения Москвы и Вашингтон переживают не лучший период. "Отношения между Россией и США, к сожалению, находятся на достаточно низком уровне. Это понятно и без моих комментариев. Но это не наша инициатива понизить отношения между Россией и США до такого уровня. Это позиция наших американских партнеров. Думаю, что это плохо для наших двусторонних отношений и для мировых дел, но такой был выбор сделан США", — сказал российский президент журналистам.
При этом он подчеркнул, что Россия всегда готова к развитию отношений, к восстановлению их в полном объеме.
Белый дом, в свою очередь, подтвердил, что Обама на встрече с Путиным озвучил стандартный набор претензий. Это и тот же вопрос о судьбе Асада, и ход выполнения Минских соглашений по урегулированию ситуации на востоке Украине, и отношение к самопровозглашенным Донецкой и Луганской республикам.
Чуть ли не единственное, о чем двум лидерам, удалось договориться — это переговоры между военными из России и США, призванные предотвращать конфликты в ходе потенциальных операций в Сирии.
Закон джунглей и реформа СБ
Конечно, прошедший день на Генассамблее далеко не ограничивался российско-американской тематикой. С трибуны ООН выступили, кроме прочих, лидеры Китая, Франции, Бразилии, Южной Кореи, Польши.
Председатель КНР Си Цзиньпин, например, заявил, что его страна не намерена претендовать на место единоличного мирового лидера. "Мы всячески привержены мирному развитию, независимо от дальнейшей эволюции международного ландшафта, независимо от того, каким сильным станет Китай. Мы никогда не будем идти путем гегемонии, экспансии или насаждения сфер влияния", — подчеркнул он.
Китайский лидер высказал мнение, что международному сообществу необходимо отказаться от менталитета, сохранившегося со времен холодной войны и перейти к настоящему взаимовыгодному сотрудничеству. "Закон джунглей" означает, что слабые подвластны сильным. Так страны вести себя не могут. Те, кто высокомерно применяют силу, фактически поднимают камень, который в конечном счете упадет им на ноги", — образно выразился Си Цзиньпин.
Французский президент Франсуа Олланд, в свою очередь, уделил внимание таким темам, как реформа Совета безопасности ООН, ситуация с беженцами в Европе, сирийский кризис. Он, в частности, призвал к расширению СБ и ограничению права вето. "Франция хотела бы, чтобы постоянные члены Совета безопасности не прибегали к праву вето в случае массовых жертв. Со своей стороны мы готовы не применять право вето в этих случаях", — сказал Олланд.
Он также заявил, что считает обязанностью Европы принимать беженцев, которые в последнее время массово прибывают из Сирии, Ливии, других стран региона. "Европа принимает беженцев, прибывающих не только из Сирии, но и из Ирака, Эритреи и Судана. Эта наша обязанность, поскольку Европа основана на ценностях, принципах, праве убежища, и участвует в этой нашей общей судьбе, которая объединяет все страны Европы. Это не та Европа, которой мы хотели бы, но она должна выполнить свои обязательства. Выполнить свои обязательства должен и мир, чтобы принять беженцев", — подчеркнул он.